Андреевский сервиз

Фарфор российских императоров
  • Германия (Саксония), Мейсенская фарфоровая мануфактура
    1744 –1745: основной состав
    Фарфор, роспись надглазурная полихромная, позолота
  • Россия, Санкт-Петербург, Императорский фарфоровый завод
    1855 –1881: дополнения к основному составу
    Фарфор, роспись надглазурная полихромная, позолота
Историческая справка
Андреевский сервиз создан на Мейсенской фарфоровой мануфактуре в 1744 – 1745 годах по заказу курфюрста Саксонии Фридриха Августа II (короля Польши Августа III). Роскошный дар был поднесен русской императрице Елизавете Петровне по случаю бракосочетания в 1745 году великого князя Петра Федоровича и великой княгини Екатерины Алексеевны (будущих императора Петра III и императрицы Екатерины II). Инициатива изготовления ансамбля исходила от саксонского посланника в России, барона Н. В. фон Герсдорфа, который распознал страстную любовь Елизаветы Петровны к хрупкому и благородному материалу. Этот дипломатический дар явился для Саксонии залогом помощи России в войне с Пруссией, известной как Вторая Силезская война (1744 – 1745) двух германоязычных государств.
Основной состав Андреевского сервиза включал более 400 предметов обеденной, десертной, чайно-кофейной частей с расчетом предположительно на 26 персон. Комплекс сопровождался украшениями стола: фигурами и скульптурными группами, вазочками для цветов, а также гарнитурами ваз для каминов. С 1745 года предметами этого фарфорового ансамбля накрывали высочайшие столы в Зимнем дворце во время ежегодных торжественных приемов кавалеров ордена Св. апостола Андрея Первозванного (30 ноября – день почитания святого). С последней четверти XVIII века для орденского праздника использовался также одноименный русский Андреевский сервиз (Фарфоровый завод Ф. Я. Гарднера; 1778 – 1780). Собственное название «Андреевский» закрепилось за этими сервизами благодаря геральдическим изображениям соответствующего первого и высшего российского ордена. В Описях XIX века саксонский и русский составы встречаются в учетных сводках по Сервизным кладовым как единый «Андреевский сервиз», или «Сервиз столовый ордена Св. Андрея». К этому же комплексу могли добавляться более поздние изделия английской фабрики в Коулпорте, заказанные через торговую фирму Дэниеллей и поднесенные королевой Викторией императору Николаю I в честь его визита в Британию в 1844 году. Так, в 1885 году сводный состав изделий, хранившихся в Зимнем дворце, насчитывал 1 520 предметов.
Художественные особенности
Мейсенский фарфоровый ансамбль середины XVIII века декорирован росписью со знаками ордена Св. Андрея Первозванного, прообразами которых стали звенья орденской цепи. Такую цепь, покрытую разноцветными эмалями, кавалеры ордена надевали в особо торжественных случаях. На фарфоре воспроизведены: косой андреевский крест с изображением распятого святого, на концах с буквами «SAPR» (Sanctus Andreus Patronus Russiae, то есть «Святой Андрей покровитель России»); гербовый двуглавый орел с фигурой Святого Георгия на щитке, под тремя коронами со скипетром и державой; щиток со скрещенными буквами «PIP» (зеркальный вензель Петра I, или Petrus Primus, то есть Петр Первый) под императорской короной в окружении флагов. В геральдические художества на фарфоре не вошли: еще одно звено орденской цепи в виде красного круглого щитка с синим андреевским крестом и буквами «SAPR», а также восьмилучевая орденская звезда с девизом ордена «За веру и верность» и голубая лента ордена.

Художественное оформление предметов Андреевского сервиза включает также два типа цветочного орнамента: так называемые «цветы Гоцковского» (нем. Gotzkowsky Blumen) и «цветы гравюр на дереве» (нем. Holzschnittblumen). Первый из них представляет собой рельефный декор из гирлянд с цветами на веточках с листьями (автор И. Ф. Эберлейн), получивший название в честь прусского купца и коллекционера И. Э. Гоцковского. По его заказу этот декор был впервые применен в Мейсене в 1741 году, когда на производстве шла работа над сервизом для прусского короля Фридриха II. «Цветы Гоцковского» имитируют чеканные рельефы на посуде из драгоценных металлов. Второй – это суховатая полихромная живопись с компактными композициями: розы, тюльпаны, гвоздики, другие цветы со срезанными стебельками. Они отличаются четкими линиями и сохраняют связь с рисунками в ботанических атласах; изза тяготения к графике подобные мотивы называются также «сухие немецкие цветы». Общему декору органично аккомпанирует золоченый орнамент по краям изделий в виде неширокой полосы трельяжной сеточки с четыхлистниками на перекрестиях.

Помимо основного декора, на белую поверхность саксонского фарфора XVIII века хаотично введены одиночные изображения маленьких веточек, листочков, цветочков. Их наличие было вызвано стремлением мастеров «спрятать» видимый технологический брак. Поскольку поначалу обработка фарфоровых масс была несовершенна, то художники деликатно наносили такие рисунки на темные железистые точки и бугорки глазури, то и дело появлявшиеся после обжига.

Изяществом пластического и живописного декора, исполненного в духе рокайльно-барочного стиля, выделяются два представленных предмета из основного состава Андреевского сервиза. Слив соусника акцентирован кокетливым женским маскароном, исключительно пропорциональным в объемах; проработана роспись: тонкими линиями прописаны выразительные черты лица и припудренная прическа, органично перекликаются пурпурные элементы – плюмаж над головой и «воротничок» вокруг шеи. Миску с крышкой венчает скульптурный «пряный набор», составленный из лимона на ветке с листиками в сочетании с растительным корнем, миндалем и высушенными бутонами гвоздики; раскрашенные под натуру, они подражают реальным природным объектам. «Обманки» на столе – одна из модных затей галантного XVIII века.
Маркировка
Саксонские изделия Андреевского сервиза отмечены синими подглазурными марками в виде скрещенных мечей – маркировка Мейсенской фарфоровой мануфактуры XVIII века. Этот символ заимствован с герба Курфюршества Саксония (1356 – 1806), входившего в состав Священной Римской империи.

В XIX веке европейский комплект Андреевского сервиза расширялся изделиями, созданными на Императорском фарфоровом заводе в Петербурге. На русских предметах чаще всего встречаются марки периода правления императора Александра II: зеленый подглазурный вензель «А II» под императорской короной, что свидетельствует об изготовлении дополнений в 1855 – 1881 годах.
Текст: И.Р. Багдасарова
Фарфор российских императоров