Банкетый сервиз великого князя Александра Николаевича

Фарфор российских императоров
  • Россия, Санкт-Петербург, Императорский фарфоровый завод
    1841: основной состав
    Фарфор, крытье надглазурное, роспись надглазурная полихромная, позолота
Историческая справка
В официальной идеологии Российского государства особую значимость имели великокняжеские свадьбы наследников по мужской линии. Для брачных союзов царских детей на придворных мануфактурах, особенно на Императорском фарфоровом заводе в Петербурге, заранее изготовлялись достойные торжеств художественные предметы. Традиция возникла в XVIII веке, когда со времен императрицы Екатерины II и императора Павла I создавались «Приданые» столовые и десертные сервизы к свадьбам русских принцесс (кат. № 12 –15).

В XIX веке одним из значимых событий стала свадьба великого князя Александра Николаевича – старшего сына императора Николая I, наследника Российского престола и будущего императора Александра II, и Максимилианы Вильгельмины Августы Софии Марии – дочери великого герцога Гессенского Людвига II, в православии Марии Александровны. Праздничный обед по случаю бракосочетания состоялся 16 (28) апреля 1841 года в Большом (Николаевском) зале Зимнего дворца. Для оформления парадного стола на петербургском производстве фарфора был исполнен Банкетный столовый и десертный сервиз с монограммой «А» под короной. Пышное убранство праздника, на котором за тремя большими столами размещалось около 400 человек, в полной мере соответствовало амбициям русского двора. В честь памятного события был отчеканен «свадебный рубль 1841 года» с изображениями: на аверсе – профильных портретов молодоженов по акварели В. И. Гау; на реверсе – мифологических героев Амура и Психеи по сторонам картуша со сдвоенным вензелем «А М» под короной. На погрудных портретах Александр Николаевич изображен в военном мундире с эполетами, орденской звездой и лентой; Мария Александровна – в декольтированном платье с орденской лентой.

Банкетный сервиз великого князя Александра Николаевича изначально был рассчитан на 36 персон. В предметный состав ансамбля входили: глубокие и мелкие тарелки, овальные и круглые блюда, супницы с крышками, салатники, соусники на поддонах, масленки с крышками, бутылочные передачи, геридоны с тремя тарелками, раковины-розетки, мороженицы с вкладышами-резервуарами и крышками, чашки с блюдцами разных размеров, вазы на ножках. Помимо столовой и чайной посуды были включены десертные тарелки с военными сюжетами, а также настольные украшения в виде золоченых аллегорических фигур на постаментах, исполненных по более ранним проектам русского скульптора С. С. Пименова.
Художественные особенности
Банкетный сервиз великого князя Александра Николаевича отвечает художественному стилю «второе рококо» в контексте историзма XIX века. Колористическое решение ансамбля состоит в сочетании естественного белого цвета фарфора и бледно-голубого крытья с золочеными рокайлями и стилизованными лотосами (или лилиями). В части предметов, изготовленных как доделки к сервизу в 1855 –1894 годах, чистое голубое крытье замещает сиреневое; при этом детали орнаментальных композиций не изменены. Такими же остаются золоченые рокайльные завитки – более редкие внутри бордюров и плотные вдоль внутренних краев цветных резервов, где «фонтаны» рокайлей выходят на белый фон из условных рогов изобилия; между ними расположены ламбрекены с «произрастающими» цветками лотосов.

Составленный из золоченых растительных завитков вензель великого князя Александра Николаевича «А» увенчан малиновой короной с «драгоценным» декором, голубой державой и золоченым крестом в навершии. После коронации владельца сервиза на российский престол на доделках к сервизу, теперь уже принадлежащему императору Александру II, в 1855 –1881 годах остается такая же монограмма «А» под короной; при этом есть сведения, что на некоторых изделиях над шифром появляется большая императорская корона. Монограмма «А» под короной оставалась актуальной и при следующем императоре Александре III, при котором в 1881 –1894 годах сервиз продолжал пополняться вновь созданным фарфором. Дополнительно отметим, что известны однотипные по декору тарелки, но с изображением на белом зеркале черного российского двуглавого орла; на таких изделиях голубое крытье заменено на синее.
Маркировка
Представленные ваза и тарелка Банкетного сервиза великого князя Александра Николаевича имеют синие подглазурные марки периода правления императора Николая I: «Н I» под императорской короной, что соответствует времени создания на Императорском фарфоровом заводе Банкетного сервиза великого князя Александра Николаевича в 1841 году.

Доделки к этому Банкетному сервизу исполнялись на протяжении XIX века в Петербурге на Императорском фарфоровом заводе и частном фарфоровом заводе братьев Корниловых, а также на подмосковном фарфоровом заводе Ф. Я. Гарднера.
Текст: И.Р. Багдасарова
Фарфор российских императоров