Германия (Пруссия), Берлин, Королевская фарфоровая мануфактура
1778: основной состав Фарфор, роспись надглазурная полихромная, позолота, цировка
Ваза
1778. Марка синяя подглазурная: скипетр. Знаки в массе: |||||, 10, В. 16,7×9,8×8,5
Ваза: 1778. Марка синяя подглазурная: скипетр. Знаки в массе: |||||, 10, В. 16,7×9,8×8,5 Вазочка: 1778. Марка синяя подглазурная: скипетр. Знаки в массе: || и красные надглазурные: В116 [полустерта]. Надпись голубой краской: G.28291. (ранее – в Гатчинском дворце-музее). 10,2×5,3×5,5. Вазочка: 1778. Марка синяя подглазурная: скипетр. Знаки в массе: || и красные надглазурные: В116 [полустерта]. 10,2×5,3×5,5
Солонка
1778. Марка синяя подглазурная: скипетр. 4,5×8,5×7,7
Солонка
1778. Марка синяя подглазурная: скипетр. 4,5×8,5×7,7
Тарелка глубокая
1778. Марка синяя подглазурная: скипетр. Знак в массе: 13. 3,2×24,5
Лоток
1778. Марка синяя подглазурная: скипетр. 5,3×28,0×22,7
Корзинка овальная ажурная с поддоном
1778. Марки синие подглазурные: скипетр. Знаки в массе: ||| (на корзинке и поддоне) и r [неразборчиво] (на корзине) и 1, 22 (на поддоне). Корзинка: 9,5×29,0×22,0; поддон: 4,0×33,0×26,0
Поддон
1778. Марки синие подглазурные: скипетр. Знаки в массе: ||| и 1, 22. 4,0×33,0×26,0
Корзинка круглая ажурная
1778. Марка синяя подглазурная: скипетр. Знаки в массе: || Надпись голубой краской: G.28291. (ранее – в Гатчинском дворце-музее). 9,0×21,5×19,5
Корзинка круглая ажурная
1778. Марка синяя подглазурная: скипетр. Знаки в массе: || Надпись голубой краской: G.28291. (ранее – в Гатчинском дворце-музее). 9,0×21,5×19,5
Чашечки для крема (креманки), чашка с блюдцем
Чашечка для крема (креманка)
1778. Марка синяя подглазурная: скипетр. 6,5×8,0×5,8
Чашечка для крема (креманка)
1778. Марка синяя подглазурная: скипетр. 6,5×8,0×5,8
Чашка с блюдцем
1778. Марки синие подглазурные: скипетр. Чашка: 6,8×9,5×7,3; блюдце: 3,3×13,3
Блюдце
1778. Марки синие подглазурные: скипетр. 3,3×13,3
Историческая справка
Берлинский сервиз был подарен прусским королем Фридрихом II великому князю Павлу Петровичу в 1778 году, хотя документальных свидетельств этому факту на сегодня нет. Также не подтверждено, что, уже бытуя в России, этот сервиз был связан с торжественными приемами, приуроченными к коронации Павла I, которая состоялась 5 (16) апреля 1797 года. Тем не менее само существование этого сервиза и его упоминание по Описям последней четверти XIX века в Сервизных кладовых Зимнего и Гатчинского дворцов является вещественным доказательством бытования материального памятника в императорской России.
Название «Берлинский» сервиз обрел уже в России, исходя из места, где он был создан и откуда отправлен в Петербург. Отметим, что такое же название закрепилось за еще одним фарфоровым сервизом XVIII века. Речь идет о знаменитом Берлинском десертном сервизе императрицы Екатерины II, изготовленном на Королевской мануфактуре в 1770 –1772 годах и так же присланным в Россию Фридрихом II в качестве ответного дара на богатые русские меха и в честь побед России в Русско-турецкой войне 1768 –1774 годов. Правда, Берлинский сервиз великого князя Павла Петровича не сопровождало такое роскошное настольное украшение, как екатерининский, с центром в виде фигуры самой российской императрицы, восседающей на троне под балдахином, в окружении аллегорических скульптур коленопреклоненных народностей и сословий России, трофеев и скованных цепями турок. Павловский сервиз изза полновластных и локальных по цвету геральдических художеств на белом фоне фарфора получил еще одно название: Сервиз «с большими черными орлами».
Художественные особенности
Предметы Берлинского сервиза великого князя Павла Петровича украшены большими черными двуглавыми орлами с двумя императорскими коронами на головах и одной венчающей императорской короной; на груди орла представлены два герба в круглых щитках, внизу поддерживаемые лапами орла: российский герб и герб герцогства Гольштейн-Готторпского – наследного владения Павла по отцовской линии.
На чашках и блюдцах введены дополнительные геральдические символы. Вокруг голов орла по распластанным крыльям к хвосту проходит цепь ордена Св. апостола Андрея Первозванного с косым крестом и изображением распятого апостола Андрея, наложенного на двуглавого орла (знак ордена): орденская цепь со знаком ордена включалась в изображение государственного символа России со времен Петра I. По сторонам от щитков имеются поддерживаемые клювами орлов и уходящие за крылья орденские ленты со стилизованными знаками орденов Св. Александра Невского (красная лента) и Св. Анны (красная лента с желтой каймой по краям). Поводом первых награждений учрежденного Петром I русского ордена Св. Александра Невского (1722) послужило бракосочетание в 1725 году дочери Петра и Екатерины – царевны Анны со шлезвиг-голштинским герцогом Карлом Фридрихом. Иностранный по происхождению орден Св. Анны образно называют «голштинским наследством» Павла I. Эта награда была учреждена в 1735 году Гольштейн-Готторпским герцогом Карлом Фридрихом в память его умершей жены, дочери Петра I Анны Петровны. После смерти герцога в 1739 году престол герцогства Гольштинского перешел к его сыну Карлу Петру Ульриху, который в 1742 году был провозглашен наследником российского престола. Под именем великого князя Петра Федоровича (будущего императора Петра III) он приехал в Россию и привез с собой орден Св. Анны. Преемственно голштинским герцогом и гроссмейстером ордена Св. Анны стал великий князь Павел Петрович, сын Петра III и его супруги Екатерины II.
Все предметы Берлинского сервиза великого князя Павла Петровича элегантно обрамлены золочеными отводками, акцентирующими формы изделий и подчеркивающими значимость геральдических изображений. Среди представленных форм отметим амфорообразные вазочки с ниспадающими «фонтанами» рокайлей, образующими по сторонам узких горлышек декоративные ручки. При сервировке парадных трапез такие вазочки с букетиками цветов расставляли на белые скатерти по заданной декоративной схеме. Композиции легко варьировались, чему способствовали различная высота и «мобильность» вазочек, между которыми прямо на столешницах могли раскладывать и другие живые или искусственные растительные украшения.
Пышное цветочное убранство было обязательным составляющим антуража царских столов XVIII века. Тогда же главной статьей застолий являлись десерты, поэтому предназначенные для них посудные формы из фарфора создавались с особым изяществом. Так, элегантно выглядят чашечки для крема – креманки, или потакремы. В России их использовали для порционной раздачи разных десертов: взбитых сливок («битый крем»), мороженого, желе, печеных или вареных в сиропе фруктов и ягод. Сама подача таких продуктов производилась в компотьерах, в которых сладкие блюда выкладывались в виде купола или забавных фигур.
Особое изящество предметам десертной части сервизов добавлял сквозной ажурный декор. Именно прорезной орнамент бортов с «плетеными прутьями» в несколько ярусов придает легкость круглым и овальным корзинкам с поддонами (архив: «корзины решетчатые» и «блюда к ним»). Исполнение кропотливой ручной резьбы вызывало дополнительные сложности даже у зарекомендованных европейских производств, поэтому показательные результаты такого декора лишний раз свидетельствуют о высоком технологическом уровне Королевской фарфоровой мануфактуры в Берлине.
Маркировка
редметы Берлинского сервиза 1778 года отмечены синей подглазурной маркой в виде скипетра – маркировка Берлинской фарфоровой мануфактуры XVIII века.
С начала XIX века на Императорском фарфоровом заводе в Петербурге создавали дополнения к основному европейскому составу Берлинского сервиза. Первыми из них были русские предметы, исполненные при императоре Павле I и отмеченные синими подглазурными марками «П» под императорской короной, прописанные золотом как особенно значимые. Тогда же изображение российского герба на фарфоре было дополнено мальтийским крестом как символом ордена Св. Иоанна Иерусалимского. Это было связано с принятием Павлом I титула великого магистра Мальтийского ордена; церемония интронизации состоялась 29 ноября (10 декабря) 1798 года; в 1799 году указом императора мальтийский крест и мальтийская корона были официально введены в рисунок государственного герба Российской империи, при этом знак ордена Св. Андрея Первозванного из изображения исчез. В таком виде герб России просуществовал до вступления на престол императора Александра I.
В XIX веке, судя по сохранившимся предметам Берлинского сервиза с марками-вензелями под императорскими коронами – «Н I» (редкая зеленая подглазурная) и «А II» (зеленая подглазурная), – русские доделки в небольших количествах исполнялись при императорах Николае I и Александре II.
На дне отдельных предметов из Берлинского сервиза 1778 года имеются надписи голубой краской: буква «G.» и номер или просто номер, например, как на представленной круглой ажурной корзинке: «G.28291.». Такие надписи ставились на вещах из фарфора и стекла в Гатчинском дворце-музее и, таким образом, они указывают на предшествующее бытование предметов. Так, в Государственном Эрмитаже хранится семь экспонатов из Берлинского сервиза с подобными зелеными надписями. В 1929 году они поступили в Историко-бытовой отдел Государственного Русского музея в составе большой коллекции предметов, часть из которых в 1941 году была передана на музейное хранение в Государственный Эрмитаж.