Россия, Санкт-Петербург, Императорский фарфоровый завод
Около 1800 Фарфор, крытье подглазурное кобальтом, роспись золотом, позолота, люстр
Чашка с блюдцем с вензеловым именем Императора Павла I: «П» под императорской короной
Около 1800. Марки синие подглазурные: П. под императорской короной. Чашка: 7,5×9,4×7,5; блюдце: 3,7×14,0
Блюдце
Около 1800. 3,7×14,0
Чашка с блюдцем с вензеловым именем Императора Павла I: «П» под императорской короной
Около 1800. Марки синие подглазурные: П. под императорской короной. Чашка: 7,5×9,4×7,5; блюдце: 3,7×14,0
Историческая справка
Вензеловые имена императоров под короной достоинства появляются на русском фарфоре с 1760х годов, начиная со времени правления Екатерины II. Геральдические мотивы придавали произведениям государственную значимость. Выпуск таких изделий строго регламентировался, а качество исполнения оценивалось наиболее тщательно. Чашки с блюдцами, отмеченные царскими вензелями, являлись либо личной собственностью императоров, либо особо ценным даром для приближенных, получить который можно было только из рук государя или государыни. Фарфор с императорскими вензелями можно сравнить с наградами, означающими наивысшее признание личности и заслуг. Обычно такими вещами не пользовались – их бережно хранили как высокостатусные ценные вещи.
Произведения с вензелем Павла I или государственным гербом павловского времени, учитывая короткий период правления самого императора, встречаются редко. Ранее такие мемориальные предметы находились непосредственно в императорской семье, а затем могли попадать в серьезные частные коллекции, например, подобными вещами располагало собрание князя А. С. Долгорукова.
Художественные особенности
В оформлении чайной пары использовано редкое сочетание техники подглазурного кобальта с люстром, что придает радужный блеск глазурованной поверхности, словно светящейся изнутри. На Императорском фарфоровом заводе трудоемкая техника люстрирования, известная в восточной керамике с конца VIII столетия, стала применяться на рубеже XVIII –XIX веков. Переливающийся цветовой оттенок – золотистый, серебристый, перламутровый, фиолетовый, красноватый – определялся добавлением в легкоплавкий состав соединений золота, серебра, меди, железа, марганца. Нанесенный кистью люстр становится блестящим после низкотемпературного обжига, образуя на глазури тоненькую пленку в результате выгорания органических веществ.
Роспись золотом подчеркивает драгоценность произведения. В белых медальонах торжественно выделяется золоченый вензель Павла I: инициал «П» под императорской короной в обрамлении лавровых венков – символов военной и императорской славы. Живописный эффект усиливают золоченые орнаменты, образующие несколько антикизированных фризов: арочки с подвешенными бусинами в чередовании с нисходящими гирляндами из трех стилизованных цветков лотоса; круговая лавровая гирлянда; зигзагообразная прорисовка, обвитая плетенкой из вьющихся лент и веток в обрамлении ниток жемчужника по сторонам.
Маркировка
Имеющиеся на дне чашки и блюдца синие подглазурные марки «П.» под императорской короной соответствуют производственной маркировке изделий Императорского фарфорового завода в Петербурге периода правления императора Павла I.