Название «Кабинетский» появилось у этого сервиза не ранее 1815 года в Зимнем дворце. Следуя истории бытования посудного комплекса, заказ исходил от императрицы Екатерины II в феврале 1793 года, которая предполагала сделать богатый подарок графу А. А. Безбородко – видному государственному деятелю, в то время возглавлявшему Коллегию иностранных дел. Сведений о том, что влиятельный вельможа получил хотя бы часть предназначенного для него дара, не сохранилось; Безбородко умер в 1799 году. Зато известно, что в 1796 году Павел I посетил фарфоровый завод и принял в дар готовую часть «вещей, писанных ландшафтами, борты из цветов с разцыровкою золотом». Желая иметь больше предметов, император сделал дополнительный заказ на восемь персон, завершение которого пришлось на 1803 год, то есть после трагической гибели самого Павла. Его сын, император Александр I, старался не использовать вещи павловского времени. В результате последовало специальное распоряжение Кабинета его императорского величества (учреждение, заведовавшее личным имуществом императора) от 1815 года о том, чтобы все части этого сервиза передать на хранение в Сервизную кладовую Зимнего дворца. Таким образом, название «Кабинетский сервиз» стало обобщающим для посудного комплекса, созданного на Императорском фарфоровом заводе в Петербурге в 1793 –1803 годах.
Кабинетский сервиз состоял из 800 предметов, украшенных архитектурными видами и гирляндами цветов на золоченом фоне. В искусстве русского фарфора развитию архитектурных мотивов поначалу способствовали европейские образцы, в частности ярким примером служит знаменитый Сервиз с зеленой лягушкой (1773–1774) с видами Англии. Этот «фаянс королевы» был создан на мануфактуре Веджвуда по заказу императрицы Екатерины Великой. Одновременно в отечественном искусстве второй половины XVIII века пейзаж выделяется в самостоятельный жанр станковой живописи. Сами картины репродуцируются в рисунках и гравюрах. Пейзаж активно проникает в интерьер, в том числе оказывается на глянце фарфора.
Как было положено для парадных сервизов второй половины XVIII века, Кабинетский сервиз включал сюрту де табль. Скульптурный ансамбль насчитывал девять бисквитных фигур-аллегорий, созданных по проекту французского скульптора Ж.Д. Рашетта. В центре композиции находилась фигура Екатерины II, которую окружали персонажи античных мифов – «Венера», «Фавн», «Меркурий», «Амур и Психея», «Купидон на облаке», а также скульптуры по мотивам античных росписей – «Свободная любовь», «Любовь превозмогает силу», «Свадьба Альдобрандини».