Кабинетский сервиз

Фарфор российских императоров
  • Россия, Санкт-Петербург, Императорский фарфоровый завод
    1793 –1801 / 03; 1793 –1795 / 6: екатерининский состав
    1796 –1801 / 03: павловский состав
    Фарфор, роспись надглазурная полихромная, позолота
Историческая справка
Название «Кабинетский» появилось у этого сервиза не ранее 1815 года в Зимнем дворце. Следуя истории бытования посудного комплекса, заказ исходил от императрицы Екатерины II в феврале 1793 года, которая предполагала сделать богатый подарок графу А. А. Безбородко – видному государственному деятелю, в то время возглавлявшему Коллегию иностранных дел. Сведений о том, что влиятельный вельможа получил хотя бы часть предназначенного для него дара, не сохранилось; Безбородко умер в 1799 году. Зато известно, что в 1796 году Павел I посетил фарфоровый завод и принял в дар готовую часть «вещей, писанных ландшафтами, борты из цветов с разцыровкою золотом». Желая иметь больше предметов, император сделал дополнительный заказ на восемь персон, завершение которого пришлось на 1803 год, то есть после трагической гибели самого Павла. Его сын, император Александр I, старался не использовать вещи павловского времени. В результате последовало специальное распоряжение Кабинета его императорского величества (учреждение, заведовавшее личным имуществом императора) от 1815 года о том, чтобы все части этого сервиза передать на хранение в Сервизную кладовую Зимнего дворца. Таким образом, название «Кабинетский сервиз» стало обобщающим для посудного комплекса, созданного на Императорском фарфоровом заводе в Петербурге в 1793 –1803 годах.

Кабинетский сервиз состоял из 800 предметов, украшенных архитектурными видами и гирляндами цветов на золоченом фоне. В искусстве русского фарфора развитию архитектурных мотивов поначалу способствовали европейские образцы, в частности ярким примером служит знаменитый Сервиз с зеленой лягушкой (1773–1774) с видами Англии. Этот «фаянс королевы» был создан на мануфактуре Веджвуда по заказу императрицы Екатерины Великой. Одновременно в отечественном искусстве второй половины XVIII века пейзаж выделяется в самостоятельный жанр станковой живописи. Сами картины репродуцируются в рисунках и гравюрах. Пейзаж активно проникает в интерьер, в том числе оказывается на глянце фарфора.

Как было положено для парадных сервизов второй половины XVIII века, Кабинетский сервиз включал сюрту де табль. Скульптурный ансамбль насчитывал девять бисквитных фигур-аллегорий, созданных по проекту французского скульптора Ж.Д. Рашетта. В центре композиции находилась фигура Екатерины II, которую окружали персонажи античных мифов – «Венера», «Фавн», «Меркурий», «Амур и Психея», «Купидон на облаке», а также скульптуры по мотивам античных росписей – «Свободная любовь», «Любовь превозмогает силу», «Свадьба Альдобрандини».
Художественные особенности
С изготовлением Кабинетского сервиза в росписях русского императорского фарфора XVIII века произошло утверждение традиции архитектурных пейзажей. Главным украшением этого нарядного ансамбля являются античные руины и классицистические постройки Италии и Сицилии, популярные в период увлечения греческими, римскими, этрусскими древностями. Изображения копировались на фарфор художниками петербургского производства с графических листов таких художников, как итальянские витуозы Дж. Б. Пиранези, Дж. Вази де Корлеоне, Дж. П. Паннини, Ф. Морелли, немецкий художник Я.-В. Мехау, французские мастера Л.Ж. Депре, К.О. Дюфло, К.Л. Шатле и других. Для росписей выбирались отдельные изображения с больших гравюр своеобразным методом «вырезания» фрагментов. Поэтому на разных предметах Кабинетского сервиза можно увидеть различные части одной гравюры, с переднего или заднего планов. При переносе на фарфор композиции адаптировались под формы и силуэты предметов: в одних случаях сложные детали упускались, в других – заменялись примитивным стаффажем. В отличие от монохромных гравюр фарфоровые ведуты раскрашивались полихромными красками типичных оттенков: архитектура – оранжевым, желтым, коричневым, серым; трава и деревья – зеленым; небо и вода – голубым. Миниатюры вписаны в медальоны в обрамлении золоченых рамок и лиственных гирлянд-«шевронов» (фр. chevron – стропила). На обороте посудных форм имеются надглазурные надписи, сделанные от руки черной краской. Они представляют собой переводы на французский язык итальянских подписей с тех же первоисточников.

Особенностью декора предметов Кабинетского сервиза являются широкие бордюры с цветами из примул, вьюнков, васильков, незабудок, астр или пионов, собранных в гирлянды-«венки» на золоченом фоне. Подобный композиционный принцип построения цветочных гирлянд в бордюре встречается на изделиях Севрской фарфоровой мануфактуры 1790х годов. Представляется, что русским мастерам при постановке единой художественной задачи компоновки цветов и листьев была предоставлена некоторая свобода исполнения, поскольку очевидны разные манеры росписей. По колориту венки на предметах Кабинетского сервиза можно разделить на два типа, которые условно определим как «холодноватые» с преобладанием сине-лиловых оттенков и «тепловатые» с выраженными пурпурными акцентами. Кажущаяся несовместимость классических архитектурных пейзажей с фривольными гирляндами цветов объясняется модными приемами сентиментализма, увлечение которым было характерно для русского искусства конца XVIII столетия.
Маркировка
Хронологически Кабинетский сервиз объединяет два состава изделий: екатерининский с марками «Е II» (1793 –1795 / 6) и павловский с марками «П» под императорской короной (1796 –1801 / 03). Поскольку предметы сервиза изготавливались до 1803 года, то на некоторых из них имеется марка александровского времени «А» под императорской короной, что встречается крайне редко.

Аббревиатура красной краской «ГЧ» с порядковым номером, как на одной из представленных тарелок, расшифровывается как «Гофмаршальская часть» и указывает на учет вещи этим ведомством в Зимнем дворце.Сначала в 1882 году сформировалось Главное Дворцовое правление (с 1883 – управление); в 1891 – выделилась самостоятельная Гофмаршальская часть, которая находилась в ведении Министерства императорского двора вплоть до ее упразднения 15 января 1918 года. Гофмаршальская часть, в числе прочего, ведала дворцовой Кладовой фарфоровых и хрустальных сервизов (официальное название Сервизной кладовой в конце XIX – начале XX века).
Текст: И.Р. Багдасарова
Фарфор российских императоров