Кашпо парные с хороводом наяд

Фарфор российских императоров
  • Россия, Санкт-Петербург, Императорский фарфоровый завод
    1840-е – 1850-е
    Фарфор, роспись надглазурная полихромная, позолота
Историческая справка
В европейском и русском фарфоре всегда популярной была тема детства, предлагающая разнообразие живописных миниатюр и пластических воплощений. Искусство рококо XVIII века заигрывалось сюжетами «амуры в облаках» и пасторалями. Следующая волна интереса к подобным изображениям возникает в XIX веке с распространением «второго рококо» в контексте историзма. Продолжением идей становятся в принципе изображение детей или мифологических персонажей в детском образе. В том числе встречаются путти с плодами и фруктами, детские вакханалии или юные наяды в праздничном хороводе, как на представленных парных кашпо русского императорского фарфора.

Кашпо (от фр. cacher — прятать, pot — горшок) в России именовался также «цветочным горшком» или «цветником». Цилиндрические, квадратные или округлые сосуды с отверстиями на дне использовались для высаживания цветов, а устойчивые поддоны предназначались для стекания воды. В середине XIX века светские интерьеры обязательно украшали цветы в обустройстве «зеленых уголков» на полу и подоконниках, столах и других предметах мебели, а также при создании целых домашних оранжерей.
Художественные особенности
Вокруг парных фарфоровых кашпо представлены по четыре фигуры наяд, которые крепко держатся за руки и движутся в хороводном танце. Античные реминисценции историзма восходят к мифологии древних греков и римлян, которые одушевляли не только покровителей морей (Посейдона и Амфитриту), но и населяющих эту стихию фантастических существ: тритонов, тритонид, нереид, наяд и других созданий. В честь божеств-хранителей изготавливали обереги и украшения из разных материалов. В древнегреческой мифологии наяды (греч. naias, naiados от naio – течь) были нимфами водных стихий и хранительницами вод. Они изображались в виде обнаженных девушек с раздвоенным рыбьим хвостом вместо ног. По преданию, наяды имели очистительные свойства, подчас обладая способностью дарить молодость и бессмертие.

На русских фарфоровых кашпо движение фигур по воде подчеркивают голубой фон «волнистых» сосудов, а также водоросли и прибрежные растения, особенно камыши, среди которых можно увидеть рыб и раков, ящерицу и черепаху. Сами участники хороводов представлены в образе обнаженных путти с характерно крупными детскими головами и будто только девочки украсились бусами из ракушек и венками из водорослей; лишь раздвоенные хвосты позволяют отожествить персонажей с мифологическими наядами как нимфами водных источников.
Маркировка
На одном из кашпо имеется синяя подглазурная марка Императорского фарфорового завода периода правления императора Николая I: «Н I» под императорской короной.
Текст: И.Р. Багдасарова
Фарфор российских императоров