Фарфоровый ансамбль был исполнен к коронации императора Николая I, которая состоялась 22 августа (3 сентября) 1826 года в Успенском соборе Московского Кремля. Подчиненная строгим правилам, главная коронационная трапеза по обычаю проходила в Грановитой палате Московского Кремля. Гостей рассаживали за столами в соответствии с их рангом и устоявшейся традицией. Во время церемониальных обедов обер-форшнейдер (нем. Obervorschneider) сопровождал и разрезал подносимые царю блюда, а обер-шенк (нем. Oberschenk) как старший виночерпий подавал царю золотой кубок с вином, провозглашая: «Его Величество изволит пить!». Этот ритуальный для династии Романовых знак призывал остаться в присутствии только верноподданных; чужеземцам следовало удалиться в другие залы. Первоначально в состав Коронационного сервиза входило 72 мелких и 36 глубоких тарелок, а также блюда, геридоны, компотьеры, другие предметы сервировки и канделябры. Этот парадный сервиз положил начало изготовлению на Императорском фарфоровом заводе последующих коронационных сервизов, основным элементом декора которых стал государственный герб Российской империи (кат. №51).
Художественные особенности
На синем фоне предметов Коронационного сервиза в белом медальоне изображен российский двуглавый орел на золоченом овальном щитке, помещенном на белую горностаевую мантию-балдахин под императорской короной и в обрамлении цепи ордена Св. Андрея Первозванного.
В художественной программе Коронационного сервиза большое значение имеет синий фон как «цвет небесной синевы», обозначающий веру, опосредованную связь между небесным и земным, готовность человека принять присутствие и силу Бога. Борта предметов украшены золочеными с цировкой геральдическими композициями, символизирующими ратную славу Отечества. Изображения образуют бордюры двух типов. Один из них представляет собой чередование масок львов и военных арматур, составленных из шлема с плюмажем, перекрещенных трубы и ствола, лавровых ветвей; львы персонифицируются с храбростью как одной из четырех «главных добродетелей», означающей стойкость, физическую силу и силу духа. Другие бордюры включают грациозно сдвоенных лебедей с цветком лотоса в центре и растительными узорами по сторонам – такие композиции перебиваются венками с завитыми лентами; царственный лебедь обозначает верность и благородство, а обращенные друг к другу эти птицы являются символом всепобеждающей любви. В декор предметов с изображениями лебедей дополнительно введены антикизированные орнаменты, отвечающие стилю ампир: золоченый жемчужник вокруг медальонов с двуглавыми орлами и цированный меандр с четырехлистниками по краям бортов.
Маркировка
На предметах Коронационного сервиза, созданного на Императорском фарфоровом заводе в Петербурге в 1826 году, марок нет. Для геральдических росписей было использовано белье (нерасписанный фарфор) времени правления императора Александра I; на александровском фарфоре марки встречаются редко.