Кремлевский сервиз

Фарфор российских императоров
  • Россия, Санкт-Петерург, Императорский фарфоровый завод
    1837–1838: основной состав
    1855–1881, 1893, 1900, 1910: дополнения к основному составу
    Фарфор, роспись надглазурная полихромная, позолота, цировка
    Проект Ф.Г. Солнцева
Историческая справка
Парадный Кремлевский сервиз предназначался для Большого Кремлевского дворца, возведенного по повелению императора Николая I в 1838 –1849 годах на месте сохранившихся старинных построек XV –XVII веков и более ранних фрагментов. Новая резиденция российских императоров в Московском Кремле построена группой архитекторов под руководством К. А. Тона, который разработал в архитектуре так называемый русско-византийский стиль, быстро завоевавший признание в прикладном искусстве и украшении интерьеров.

Среди специалистов, занимавшихся оформлением убранства Большого Кремлевского дворца, был талантливый русский художник, архитектор, археолог Ф. Г. Солнцев. Результатом грандиозной работы ученого стал проект Кремлевского сервиза, созданного на Императорском фарфоровом заводе в 1847–1838 годах. Художественный ансамбль также отвечает русско-византийскому стилю в соответствии с идеологической программой строящегося в то же время Большого Кремлевского дворца. Известно, что в 1830 –1840-х годах Солнцев выполнял задание президента Академии художеств А. Н. Оленина по изучению и зарисовкам произведений древнерусского зодчества, иконописи, костюма, оружия, прикладного искусства, прочих исторических предметов, в том числе церковной и царской утвари из Оружейной палаты Кремля и других хранилищ. Рисунки Солнцева, отличающиеся пристальным вниманием к деталям, легли в основу шеститомного издания «Древности Российского государства» (1849–1865), богато иллюстрированного цветными изображениями материальных памятников русской истории и культуры в сопровождении научных текстовых материалов.

Кремлевский столовый и десертный сервиз употреблялся для убранства высочайших столов вплоть до начала XX века во время приемов по особо торжественным поводам. Важнейшим «выходом» ансамбля становились дни коронационных обедов, утверждавших идею торжества самодержавия. Фарфор должен был органично дополнять парадную сервировку с доминирующим старинным серебром из Оружейной палаты – в число массивных предметов входили холодильники и фонтаны для вина, кубки с крышками, другие сосуды и скульптурные украшения. Антураж императорских трапез обеспечивали также высокие геридоны с фруктами и цветы, среди которых размещались тематические меню. Произведения печатной графики, как и именные приглашения, специально создавались в ответ русско-византийскому стилю по эскизам известных художников, в том числе В. М. Васнецова и Э. К. Липгарта. Эти и другие талантливые мастера оформляли меню к парадным сервировкам в честь Коронационных торжеств Николая II в 1896 году. В авторских рисунках перечни блюд и напитков сопровождались панорамными видами Московского Кремля, официальными сценами венчаний на царство, традиционными сюжетами поднесения хлеба-соли, геральдическими эмблемами и эффектными картинками выхода конных герольдов, возвещающих о дне коронации. Разложенные перед каждым прибором красочные карточки или листы в виде свитков с надписями фиксировали перечень блюд по образцу старинного застолья: борщок, рассольник, похлебка, пирожки разные, стерляди паровые, прочие яства. Большое эмоциональное воздействие имели застольные речи и звуковое сопровождение, поддерживающие идею императорского обеда как формы чествования русской славы. Церемониальные трапезы сопровождались громкими тостами, хоровым пением и оркестровой музыкой; соответствующие программы концертов включались непосредственно в меню или писались на отдельных карточках.
Художественные особенности
Общее цветовое решение Кремлевского сервиза типично для русско-византийского стиля с использованием художественно-идейных мотивов XVII века, заметно отличаясь основными фонами росписей. В связи с этим единый предметный комплекс можно условно разделить на три группы: «золотую с орлом», «золотую без орла», «белую».

При проектировании «золотой» группы Кремлевского сервиза – мелких и десертных тарелок, корпусных предметов, чайных пар – Ф. Г. Солнцев ориентировался на царскую золотую утварь XVII века из собрания Оружейной палаты Московского Кремля. Основными прообразами фарфоровых произведений стали тарелка русского царя Алексея Михайловича, созданная мастерами Золотой и Серебряной палат Московского Кремля, а также рукомойный прибор царицы Натальи Кирилловны Нарышкиной работы стамбульских ювелиров. Эти изготовленные в разных местах произведения стилистически выглядят достаточно однородно, поскольку были выполнены мастерами-греками общей художественной школы. Исключительно качественные ювелирные изделия выделяются изяществом форм, органичным сочетанием приглушенных цветов эмали и драгоценных камней на золотом фоне, графичностью отвлеченных растительных орнаментов и конкретных геральдических мотивов.

Для разработки красочного декора «белой» группы Ф. Г. Солнцев обратился к основным символам российской государственности, а именно: шапке Мономаха и Большой императорской короне, силуэты которых читаются в абрисах плетеных узоров по бортам глубоких и мелких тарелок. Шапка Мономаха (Мономахова шапка, или «золотая шапка») как символ самодержавия в России является главной царской шапкой великих князей и царей. Эта древнейшая регалия Оружейной платы Московского Кремля представляет собой золотой головной убор полусферической формы с филигранью, жемчугом и драгоценными камнями, украшенный соболиной опушкой и увенчанный крестом как знаком власти избранного через связь с божественным. Большая императорская корона в настоящее время хранится в Алмазном фонде Российской Федерации; вплоть до революционных событий 1917 года этой главной династической регалией, созданной для коронации Екатерины II в 1762 году, венчались на царство все российские императоры. Каркас для символа власти монархов сделан из серебра с украшениями большим количеством бриллиантов, натуральных жемчужин и огромной шпинелью.

Главным украшением Кремлевского сервиза является изображение российского герба, представленного на предметах в двух вариантах. Эффектно выглядит двуглавый орел с державой и скипетром в лапах под тремя коронами времени царя Алексея Михайловича, вокруг которого проходит надпись черной краской «IМПЕРАТОРЪ И САМОДЕРЖЕЦЪ ВСЕРОССIЙСКОЙ НIКОЛАЙ» (взамен титула русского царя Алексея Михайловича на исторической золотой тарелке). Этот орел допетровского типа написан в центре десертных тарелок «золотой с орлом» группы, украшенных стилизованным растительным орнаментом. Такие же двуглавые орлы, только оставленные без круговой надписи, представлены в центре чаш на низких и высоких ножках. Интересно, что на сохранившемся эскизе десертной тарелки (1837) имеется надпись: «в сем же виде кроме Герба повелено изображение для рисунка тарелки для Персидского Шаха вместо орла сделать на образец персидского ордена льва и солнца». Эта резолюция свидетельствует о том, что двуглавый орел был видоизменен при подлежащем практически одновременном изготовлении на петербургском производстве подобного фарфорового сервиза, как указано, для персидского шаха. Дипломатические дары российского двора, в том числе императорского фарфора, ныне хранятся во дворце-музее Голестан (бывший шахский дворец) в Тегеране.

В другом варианте на Кремлевском сервизе изображен черный двуглавый орел с поднятыми вверх крыльями, с державой и скипетром в лапах под венчающей короной и щитком на груди с образом Св. Георгия Победоносца на коне, копьем поражающего змея. Геральдический символ вписан в круглые медальоны на бортах глубоких и мелких тарелок «белой» группы, орнаментированных полихромными плетенками на белом фоне. «Городки» образуют те самые контуры, напоминающие шапку Мономаха и Большую императорскую корону. Излюбленную «византийскую плетенку» Ф. Г. Солнцев также использовал в своем ярком проекте фарфорового Константиновского сервиза (1848; кат. № 43).

Зеркала позолоченных круглых блюд и мелких тарелок Кремлевского сервиза «золотой без орла» группы в центре акцентированы круглыми медальонами с переплетенными растительными побегами с зелеными и голубыми цветками, а также с терракотовой цветочной розеткой в центре. Вокруг медальонов лучами расположены стилизованные кипарисы («турецкие кипарисы»), которые при описаниях иногда называют пальмовыми листьями; кипарисы заключены в арочки, окаймленные дугами с золочеными лиственными гирляндами на белом фоне или цировкой по позолоте. Внутри на дне чашек и в центре блюдец имеются «плетеные» медальоны, производные от описанных выше.

Чайные пары, геридоны, некоторые корпусные предметы (соусники с поддонами, салатники, бутылочные передачи) также относятся к «золотой без орла» группе. Все позолоченные изделия по краям декорированы бордюрами с условными накладками, имитирующими вставки-кабошоны с зеленоватыми «под изумруды» и пурпуровыми «под рубины» камнями. Эти элементы в сочетании с богатой цировкой, словно чеканкой по позолоте, придают фарфоровым изделиям иллюзию ювелирных драгоценностей самой высокой пробы.
Маркировка
Предметы основного состава Кремлевского сервиза отмечены марками периода правления Николая I – синей монограммой «Н I» под императорской короной, совпадая со временем изготовления ансамбля на Императорском фарфоровом заводе в Петербурге в 1837 –1838 годах.
Дополнения к Кремлевскому сервизу исполнялись в течение XIX – начала XX веков. Новые изделия маркировались соответственно вензелями императоров: «А II» – Александр II, «А III» – Александр III, «Н II» – Николай II под императорскими коронами, с возможными указателями на конкретные годы производства. Больше всего дополнительных предметов было сделано на петербургском заводе к 1913 году, связанному с юбилейными торжествами по случаю празднования 300летия Дома Романовых, поскольку парадные обеды в честь этого знаменательного события сервировались предметами Кремлевского сервиза.

Также в начале XX века с расширением императорского Кремлевского сервиза на частном фарфоровом заводе братьев Корниловых в Петербурге были изготовлены большие мелкие (подставные) белые тарелки, диаметром около 30 сантиметров, по бортам украшенные орнаментальным фризом под стать стилистике всего посудного комплекса в русско-византийском стиле.
Текст: И.Р. Багдасарова
Фарфор российских императоров