Кувшин из умывального прибора с композицией из белых роз

Фарфор российских императоров
  • Россия, Санкт-Петерург, Императорский фарфоровый завод
    1887
    Фарфор, крытье надглазурное, роспись надглазурная полихромная, позолота
    Автор росписи К. Н. Красовский (?)
Историческая справка
Главными составляющими умывальных приборов были вместительный кувшин для воды и глубокий таз. Приборы могли дополняться коробочками для зубного порошка и щетки, мыльницей с вкладкой и крышкой, стаканом, банками, флаконами, другими туалетными предметами. В великосветском быту XIX века, как и в предыдущие времена, умывальные приборы являлись неотъемлемой частью личного обихода. Для них изготовлялись специально спроектированные изящные туалетные столики-консоли с зеркалом и подсвечниками или более простые и удобные в практическом отношении умывальные столы с откидной столешницей и тумбой для аксессуаров (прообразы «мойдодыров»). «Умывальник с чашей» непременно входил во все туалетные наборы императриц и великих княжон. Чаще всего приборы оформлялись флоральными мотивами, что задавало определенное настроение во время освежающих процедур.

Цветочная роспись – постоянно развивающееся художественное направление в живописи произведений Императорского фарфорового завода, начиная с середины XVIII века. Выбор для изображений сортов растений, трактовка рисунков и композиций, фоновых комбинаций определялись текущими модными запросами, технологическими возможностями производства и профессиональными способностями мастеров. Впервые черный и темно-коричневый фон под изображения цветов был применен в 1877 году художником второй половины XIX века Константином Красовским – учеником и племянником выдающегося мастера-цветочника Ф. И. Красовского. Специалисты сходятся во мнении, что на петербургском предприятии в написании роз никто из живописцев не превзошел талант К. Красовского, которому особенно удавались изумительные белые розы.

С давних времен белая роза сопровождается поэтизированными повериями и символикой. Самой яркой стала древнегреческая легенда о появлении белой розы – знака торжествующей красоты и любви. Этот цветок родился вместе с богиней красоты Афродитой (в римском пантеоне – Венеры), вышедшей из морской пены. Символика совершенной белой розы как «цветка света» – невинность, нежность, очарование, чистая красота. Белая роза была любимым цветком императрицы Александры Федоровны, супруги императора Николая I, ко дню рождения которой в 1829 году в Потсдаме был устроен праздник «Волшебство белой розы», задуманный как средневековый рыцарский турнир. Воспоминаниям об этом романтическом празднике были посвящены созданные позже произведения, подарки и сувениры. С тех пор белая роза неизменно ассоциировалась с именем Александры Федоровны, ушедшей из жизни в 1860 году.
Художественные особенности
Грациозные белые распустившиеся розы с закрытыми и приоткрытыми бутонами в контрасте с темно-коричневым фоном выглядят объемными и живыми. Их аккуратно отогнутые наружу нежные лепестки, плотно прилегающие друг к другу, тактично тронуты розоватыми и желтоватыми оттенками с прозрачными каплями росы. Точная передача внешних особенностей растений не оставляет сомнения, что этюды были выполнены с натуры. Глядя на эти красивые цветы, невольно улавливаются условные нотки легкого душистого аромата. На крепких свежесрезанных стеблях выделены упругие листья, которые с внешней стороны покрыты насыщенными зелеными красками, а с оборотной – уходят в темно-лиловые тона.

Живописный декор эффектно сопровождается позолотой, цвет которой подобран «под бронзу», отчего ручка-обманка смотрится словно бронзовой.
Маркировка
Марка зеленая подглазурная «А III» под императорской короной сопровождается датой «87», указывающей на 1887 год – маркировка соответствует деятельности Императорского фарфорового завода в Петербурге в период правления императора Александра III.
Текст: И.Р. Багдасарова
Фарфор российских императоров