1780-е – 1796. Марка синяя подглазурная: E II. Знаки в массе: 10, 2 и пурпурный надглазурный: звездочка. 24,0×22,0×12,7. Квасник: 19,5×22,0×12,7; крышка: 5,0×13,7
Историческая справка
Квасник с крышкой исполнен на Императорском фарфоровом заводе в Петербурге в последней четверти XVIII века. Такие сосуды предназначались для кваса, пива, воды. Известно, что сама императрица Екатерина II из напитков предпочитала обычную ключевую или ягодную воду. Государыня также любила смородинное желе, разведенное водой.
В России керамические квасники получили распространение с конца XVII века. Изначально они имели вид сосуда с дисковидным туловом, в центре которого был круглый просвет. Подобные квасники исполнялись на мануфактурах подмосковной Гжели, знаменитой богатыми залежами превосходных глин. Яркая посуда считалась парадной, поэтому еще в Петровское время в знатных домах такие вещи чаще всего выставлялись в буфетах, где нередко размещалось и угощение для гостей. С изобретением русского фарфора в середине XVIII века квасники приобрели цилиндрическую форму, напоминающую большую кружку с выступающим треугольным сливом или без него.
Художественные особенности
Цветочная живопись на кваснике дана в так называемой манерной росписи – упрощенно, но грациозно, с художественным изобретением самой композиции и созвучием красок. Впрочем, стилизованный внешний вид растений вполне напоминает свои природные прообразы. Акцентами букетов являются пурпурные цветы: с одной стороны – роза, с другой – перистый мак. Цветочная роспись асимметрична, что эстетически еще связано с эпохой рококо. Этому же стилю отвечают скульптурные элементы. Выделяется навершие крышки в виде лепной «обманки», раскрашенной под натуру, – это розово-желтое яблоко на зеленом стебле с листьями, а также ручка в виде переплетенных стеблей растений.
Основной рисунок уравновешивают гирлянды с голубыми васильками по борту квасника и вокруг крышки, а также золоченые отводки по краям, на ручке и сливе. Живописный декор из зеленых веточек с голубыми васильками появился на изделиях Императорского фарфорового завода в середине 1790х годов. «Васильковая роспись» (фр. le décor de barbeaux – васильковый декор) была разработана петербургскими мастерами на основе популярной орнаментики французского фарфора второй половины XVIII века. Во Франции эти цветы ассоциировались с «декором королевы» (фр. la Reine – королева). В украшении русского фарфора цветок «голубых кровей» приобрел лирическую окраску образа постоянного спутника хлебных злаков и украшения полей. Бесхитростная связь модного изображения с верностью родной земле была обусловлена широким распространением в искусстве поэтизированного сентиментализма. С началом XIX века при императоре Павле I стал собираться целый комплекс фарфорового сервиза с васильками, изначально рассчитанного на тридцать персон, который предметно увеличивался во время правления императора Александра I.
Маркировка
Сделанная от руки на дне квасника синяя подглазурная марка «Е II.» отвечает маркировке изделий Императорского фарфорового завода в Петербурге периода правления императрицы Екатерины II, как и цифровые обозначения в массе.
Рядом с маркой имеется также отметка пурпурной краской: звездочка с шестью лучиками. Эта отметка указывает на то, что данная вещь была на учете Придворной конторы, управлявшей многопрофильным хозяйством императорского двора и в 1786 –1883 годах отвечавшей за заказы (ордера) петербургскому казенному заводу на изготовление фарфора для высочайшего двора.