Объединяющим фарфоровых изделий Михайловского сервиза является единый сквозной орнамент: золоченая гирлянда из чередующихся розеток и спаренных пальметок в обрамлении зеленых квадратиков. Гармоничный набор элементов отвечает принципам ампирного декора и хорошо согласуется с «картинной живописью» на десертных тарелках. Аллегорические и мифологические изображения на четырех представленных тарелках соотносятся с популярными античными сюжетами, «пересказанными» на фарфоре посредством художественных переработок графических образцов, в свою очередь созданных по известным классическим произведениям.
В основу росписи «Похищение Ганимеда» легла картина фламандского художника П. П. Рубенса, известная также, как «Ганимед получает кубок от Гебы» и перефразированная офортом Б.Л. Анрикеза. В свободной импровизации раскрывается мифологическая сцена, заимствованная в том числе из поэмы «Метаморфозы» древнеримского поэта Овидия. Согласно античному сюжету, древнегреческий верховный бог Зевс (Юпитер) был очарован красотой юноши по имени Ганимед. Бог неба, грома и молний превратился в орла, чтобы похитить «прекраснейшего из смертных» на Олимп, пасшего стадо своего отца, троянского царя Троса. Изображен момент, когда орел поднимает молодого пастуха в облака. На священной горе Ганимед, ставший по велению бога бессмертным, сделался виночерпием на пирах. Об этом свидетельствует чаша в его руке, которую он получает от богини юности Гебы в знак разделения с ней обязанностей.
Другая мифологическая сцена представляет творческую переработку оригинала итальянского живописца и гравера Дж.Б. Чиприани «Юпитер и Юнона на горе Ида» через офорт тоже итальянского мастера Ф. Бартолоцци. Показан момент, взятый из эпической поэмы «Илиада» древнегреческого поэта Гомера, когда царица богов Юнона соблазняет своего великого мужа Юпитера, чтобы тот на время позабыл о событиях Троянской войны. По античному мифу, верховные боги Олимпа занимали противоположные позиции по своим предпочтениям оказания помощи грекам или троянцам. За парой наблюдают два амура в облаках, один из которых горящим факелом разжигает огонь любви.
Роспись «Муза Талия», также созданная по офорту Ф. Бартолоцци с оригинала Дж.Б. Чиприани, обыгрывает поэтический мотив музыкальной игры на лире – атрибуте античного бога света Аполлона, покровителя искусств и предводителя древнегреческих муз. Изображена муза комедии и легкой поэзии Талия с комической маской в руке, к которой тянется парящий Амур. Такую же маску, лежащую на земле возле флейты (флейта Пана), муза попирает своей обнаженной ногой; кстати, второй маски в росписи фарфора уже нет. Диагональ композиции составляет посох, перевитый веткой ползущего вверх плюща (растение Диониса). Это вечнозеленое, полное жизненной силы растение, является одним из символов самой цветущей Талии, которая чаще всего изображается с венком из плюща на голове.
Еще на одной тарелке воспроизведена правая часть офорта У. У. Райленда, созданного по оригиналу талантливой художницы А. Кауфман «Даже Амур не чужд преступности». Коленопреклоненная Грация переламывает лук Амура, привязанного к дереву. На фарфоре Грация поменяла прическу, а наказанный Амур перестал смотреть в ее сторону; двух граций слева заменили скрещенные стволы деревьев. Подобные художественные «упрощения» мастера-фарфористы применяли, чтобы избежать измельчения многофигурных композиций, переносившихся на небольшие предметы, и наиболее удачно вписать их в заданные формы.
В полихромных росписях на фарфоре выразились безупречная техника исполнения и самостоятельное колористическое решение, что свидетельствует о высоком профессионализме живописцев Императорского фарфорового завода первой половины XIX века. На данных тарелках внизу миниатюр поставлены подписи Семена Голова и Василия Мещерякова. Выходцы заводской гимназии и ученики французского живописца А.А. Адама, они проработали на петербургском производстве более сорока лет, являясь одними из лучших художников-копиистов производства. Голов и Мещеряков специализировались в области «фигурной» (мифологической, исторической) живописи, добившись отточенности движений во владении огнеупорными красками. Их работы, включающие росписи десертных тарелок, цветочных кашпо, парадных ваз, отличаются гармоничным сочетанием нежных тонов с цветовыми градациями, а введение ярких локальных красок усиливает впечатление глубины пространства.