Михайловский сервиз

Фарфор российских императоров
  • Россия, Санкт-Петербург, Императорский фарфоровый завод
    1819–1822;1822: десертная часть
    Фарфор, роспись надглазурная полихромная, позолота
Историческая справка
Десертные тарелки с живописными миниатюрами входили в состав сервиза, исполненного на Императорском фарфоровом заводе в 1819 –1822 годах для Михайловского дворца – петербургской резиденции великого князя Михаила Павловича, четвертого сына императора Павла I и его супруги императрицы Марии Федоровны. Сервиз был создан к свадьбе великого князя с ее королевским высочеством Вюртембергской принцессой Шарлоттой, в православии великой княгиней Еленой Павловной; обряд обручения состоялся в 1823 году. Через два года в Петербурге было завершено строительство Михайловского дворца, куда молодые супруги переехали после освящения здания.

Возведение в центре Петербурга дворца для великого князя Михаила Павловича было задумано Павлом I. Резиденцию, построенную по проекту архитектора Карла Росси в 1819 –1825 годах, подарил младшему из своих братьев уже император Александр I. После смерти Михаила Павловича в 1849 году великокняжеский дворец перешел к его супруге Елене Павловне, которая устраивала здесь салоны с приемами видных государственных деятелей, философов, писателей и художников. Затем в 1894 году памятник архитектуры русского ампира был продан наследниками в казну. В 1898 –1917 годах здесь располагался Русский музей императора Александра III. В настоящее время Михайловский дворец является главным зданием Государственного Русского музея.

Одноименный петербургскому дворцу Михайловский сервиз насчитывал более 1 500 различных предметов столовой и десертной частей. Настольным украшением служили вазы с ажурными чашами на золоченых фигурах-подставках, спроектированных выпускником петербургской Академии художеств, ведущим скульптором Императорского фарфорового завода С. С. Пименовым.
Художественные особенности
Объединяющим фарфоровых изделий Михайловского сервиза является единый сквозной орнамент: золоченая гирлянда из чередующихся розеток и спаренных пальметок в обрамлении зеленых квадратиков. Гармоничный набор элементов отвечает принципам ампирного декора и хорошо согласуется с «картинной живописью» на десертных тарелках. Аллегорические и мифологические изображения на четырех представленных тарелках соотносятся с популярными античными сюжетами, «пересказанными» на фарфоре посредством художественных переработок графических образцов, в свою очередь созданных по известным классическим произведениям.

В основу росписи «Похищение Ганимеда» легла картина фламандского художника П. П. Рубенса, известная также, как «Ганимед получает кубок от Гебы» и перефразированная офортом Б.Л. Анрикеза. В свободной импровизации раскрывается мифологическая сцена, заимствованная в том числе из поэмы «Метаморфозы» древнеримского поэта Овидия. Согласно античному сюжету, древнегреческий верховный бог Зевс (Юпитер) был очарован красотой юноши по имени Ганимед. Бог неба, грома и молний превратился в орла, чтобы похитить «прекраснейшего из смертных» на Олимп, пасшего стадо своего отца, троянского царя Троса. Изображен момент, когда орел поднимает молодого пастуха в облака. На священной горе Ганимед, ставший по велению бога бессмертным, сделался виночерпием на пирах. Об этом свидетельствует чаша в его руке, которую он получает от богини юности Гебы в знак разделения с ней обязанностей.

Другая мифологическая сцена представляет творческую переработку оригинала итальянского живописца и гравера Дж.Б. Чиприани «Юпитер и Юнона на горе Ида» через офорт тоже итальянского мастера Ф. Бартолоцци. Показан момент, взятый из эпической поэмы «Илиада» древнегреческого поэта Гомера, когда царица богов Юнона соблазняет своего великого мужа Юпитера, чтобы тот на время позабыл о событиях Троянской войны. По античному мифу, верховные боги Олимпа занимали противоположные позиции по своим предпочтениям оказания помощи грекам или троянцам. За парой наблюдают два амура в облаках, один из которых горящим факелом разжигает огонь любви.

Роспись «Муза Талия», также созданная по офорту Ф. Бартолоцци с оригинала Дж.Б. Чиприани, обыгрывает поэтический мотив музыкальной игры на лире – атрибуте античного бога света Аполлона, покровителя искусств и предводителя древнегреческих муз. Изображена муза комедии и легкой поэзии Талия с комической маской в руке, к которой тянется парящий Амур. Такую же маску, лежащую на земле возле флейты (флейта Пана), муза попирает своей обнаженной ногой; кстати, второй маски в росписи фарфора уже нет. Диагональ композиции составляет посох, перевитый веткой ползущего вверх плюща (растение Диониса). Это вечнозеленое, полное жизненной силы растение, является одним из символов самой цветущей Талии, которая чаще всего изображается с венком из плюща на голове.

Еще на одной тарелке воспроизведена правая часть офорта У. У. Райленда, созданного по оригиналу талантливой художницы А. Кауфман «Даже Амур не чужд преступности». Коленопреклоненная Грация переламывает лук Амура, привязанного к дереву. На фарфоре Грация поменяла прическу, а наказанный Амур перестал смотреть в ее сторону; двух граций слева заменили скрещенные стволы деревьев. Подобные художественные «упрощения» мастера-фарфористы применяли, чтобы избежать измельчения многофигурных композиций, переносившихся на небольшие предметы, и наиболее удачно вписать их в заданные формы.
В полихромных росписях на фарфоре выразились безупречная техника исполнения и самостоятельное колористическое решение, что свидетельствует о высоком профессионализме живописцев Императорского фарфорового завода первой половины XIX века. На данных тарелках внизу миниатюр поставлены подписи Семена Голова и Василия Мещерякова. Выходцы заводской гимназии и ученики французского живописца А.А. Адама, они проработали на петербургском производстве более сорока лет, являясь одними из лучших художников-копиистов производства. Голов и Мещеряков специализировались в области «фигурной» (мифологической, исторической) живописи, добившись отточенности движений во владении огнеупорными красками. Их работы, включающие росписи десертных тарелок, цветочных кашпо, парадных ваз, отличаются гармоничным сочетанием нежных тонов с цветовыми градациями, а введение ярких локальных красок усиливает впечатление глубины пространства.
Маркировка
На представленных десертных тарелках Михайловского сервиза марки отсутствуют, что не противоречит изделиям Императорского фарфорового завода в Петербурге александровского периода. Подтверждением места создания предметов являются подписи русских художников петербургского производства, сделанные от руки черной краской внизу миниатюр, – это Семен Голов «С. Головъ.» («Головъ.», «Голов.») и Василий Мещеряков «В: Мещерековъ.».
Текст: И.Р. Багдасарова
Фарфор российских императоров