Пара бра на три свечи

Фарфор российских императоров
  • Россия, Санкт-Петерург, Императорский фарфоровый завод
    1840-е
    Проект А. А. Новикова (?)
    Фарфор, лепка, роспись надглазурная полихромная, позолота, бронза, чеканка, золочение, металл
Историческая справка
Пара фарфоровых бра с бронзовыми рожками на три свечи в стиле «второго рококо» происходят из Гатчинского дворца. Произведения прикладного искусства, выполненные в художественных направлениях историзма, были особенно актуальны в середине XIX века, когда в Гатчинском дворце по желанию Николая I велись обновления старых интерьеров и создание новых залов для семьи императора и наследника престола Александра Николаевича (будущего императора Александра II). Работами руководил главный архитектор Министерства императорского двора Р. И. Кузьмин. В обстановке залов заметную роль начинают играть осветительные приборы и арматура, в стилистическом единстве дополняющие архитектурный декор и формирующие световое пространство. Парные бра украшали один из залов бельэтажа Арсенального каре Гатчинского дворца, который изначально был половиной великой княгини Александры Иосифовны, супруги великого князя Константина Николаевича, младшего сына императора Николая I; в конце XIX века эти залы стали принадлежать великой княжне Ольге Александровне, дочери императора Александра III.

Бра (фр. bras – рука), настенный светильник, стенник – так во второй половине XVIII – XIX веках назывались осветительные приборы, которые крепились к вертикальной плоскости: стене, панели, зеркалу, камину, ширме, пианино. Первые бра представляли собой сжатую в кулак руку человека, держащую факел или шип для свечи. Со временем они стали более многодельными по конструкциям и комбинированию материалов. Составляющие бра: непосредственно стенник (пристенная часть бра) в виде плакетки или фигурной накладки, в то время чаще всего из фарфора; выходящие из стенника один или чаще несколько рожков – длинных трубок с патроном на конце; патроны завершались такими деталями, как профитка («блюдце» для стекающего воска) и бобешка («стаканчик» для вставки свечей). Отметим, что ранее, в XVII – первой половине XVIII века, стенники являлись самостоятельными осветительными приборами с вертикальными щитками-отражателями – серебряными, бронзовыми, медными, латунными, жестяными с украшениями чеканкой; эффектно выглядели стенники с зеркальными вставками, усиливающими освещение залов.

Выразительные проекты произведений прикладного искусства в стиле «второго рококо» составлял русский художник А. А. Новиков, служивший на Императорском фарфоровом заводе в Петербурге в 1812–1850-х годах. Мастер разрабатывал как сервизы и вазы, так и предметы для украшения интерьеров, в том числе рамы для настенных и настольных зеркал, туалетные принадлежности, камины, осветительные приборы. Следуя авторским проектам, пристенная часть бра исполнялась из фарфора, а рожки – из золоченой бронзы. Большое количество бронзы создавалось на фабрике Ф. Шопена в Санкт-Петербурге или в собственных бронзолитейных мастерских, организованных на петербургском производстве фарфора в 1840 году. Пара бра на три свечи является достойным художественным результатом совместного творчества мастеров фарфорового и бронзового дела.
Художественные особенности
Стенники бра имеют форму картушей с рельефными рокайльными завитками с фигурами играющих путти, лепными цветами и плодами. Обнаженные путти создают легкое жизнерадостное впечатление, а цветы и плоды поддерживают тему плодородия и изобилия – художественные мотивы, заимствованные из искусства немецкого фарфора XVIII века. На одном бра сидящий среди розовых роз путто правой рукой ухватился за картуш, а левой – поддерживает свисающего вниз головой другого путто, который пытается захватить виноград из груды плодов. На парном бра – два путти: один, лежащий среди плодов, замахивается веточкой в левой руке на другого, стоящего внизу среди пестрых цветов и намеренного взобраться выше. Подобные игры и забавы путти, нарядных светских детей, дам и кавалеров находят свое отражение в произведениях Ж.А. Ватто, Н. Ланкре, Ж.О. Фрагонара, Т. Фрагонара, других известных французских художников XVIII – XIX веков. Библиотека Императорского фарфорового завода располагала альбомами с рисунками, которыми могли вдохновляться мастера петербургского производства.

Формы рокайльных картушей несколько отличаются по конфигурации, однако общая тема изображений с путти среди цветов и плодов, а также единство растительных побегов золоченой бронзы делают произведения парными. Для крепления бронзовых украшений, наделенных основной практической нагрузкой, в фарфоровых стенниках проделаны сквозные отверстия, через них происходит крепление всей конструкции к задней фиксирующей металлической пластине, за которую бра подвешиваются к ровной вертикальной поверхности. Извилистые рожки поддерживают патроны с профитками в форме раскрытых цветков и бобешками в виде стилизованных бутонов. Пластика золоченой бронзы высокого качества стилистически вторит скульптурному богатству фарфора. Блеск глазури на белом фарфоре, яркая полихромия цветов и роспись золотом дополняют эффект тепла и света. Благодаря зрелищной изобразительности «сработанных» материалов утилитарная функция предметов сливается с декоративной, в совокупности образуя согласованную парную художественную композицию.
Маркировка
Марок нет. Аббревиатуры на металлических пластинах обозначают: черной краской «Г. Д. П.» – Гатчинское Дворцовое Правление (Императорская Россия), что соответствует бумажным наклейкам с надписями «ГАТЧИНСК. Дворц. Правл.» (историческое собрание Гатчинского дворца; до революционных событий 1917 года); голубой «G.» – Гатчина (первая инвентаризация периода музеефикации коллекции 1920х годов, после чего определенная часть предметов была передана в Госфонд, затем продана через всесоюзное объединение «Антиквариат»). Данные стенники (бра) парные, каждый на три свечи, с фигурами играющих путти, лепными цветами и плодами приобретены на торгах «Сотбис» (Sotheby’s) в Лондоне в 2007 году.
Текст: И.Р. Багдасарова
Фарфор российских императоров