Пласт (плакетка) с мифологической росписью «Нереида на пантере» и орнаментальным декором

Фарфор российских императоров
  • Россия, Санкт-Петерург, Императорский фарфоровый завод
    1837
    Фарфор, крытье надглазурное, роспись надглазурная полихромная, позолота, цировка
    Исполнитель росписи С. Васильев
Историческая справка
Пласт с мифологической росписью в «помпеянском стиле» относится к изделиям Императорского фарфорового завода второй трети XIX века. Художественное направление «помпеянский стиль» появилось в прикладном искусстве в XVIII веке. Развитию этого стилеобразующего течения способствовали раскопки Геркуланума, Помпей и Стабий, которые вернули миру, казалось, навсегда утраченные фрески (римские произведения и копии с греческих оригиналов); в свою очередь они повлияли на создание знаменитых росписей Лоджий Рафаэля в Ватикане.

В искусстве фарфора «помпеянским стилем» называют манеру полихромной живописи, тяготеющей к одному из четырех древнеримских (или помпейских) росписей, а именно ко второму «перспективному». Среди фарфоровых производств Европы одной из первых к древним настенным росписям обратилась Венская мануфактура. Полная новых эффектов живопись на венском фарфоре 1780 –1790-х годов получила широкую известность далеко за пределами Австрии. На Императорском фарфоровом заводе в Петербурге изделия с росписью в «помпеянском стиле» исполнялись с конца 1790-х годов, в период екатерининского классицизма. Новый всплеск увлечения этим антикизированным направлением в русском фарфоре пришелся на 1830 –1840-е годы в контексте эпохи историзма.

Орнаментальный декор на представленной фарфоровой плакетке также опосредованно связан с древнеримскими росписями. Характер рисунков в двух бордюрах перекликается с третьим «канделябровым» и четвертым «перспективно-орнаментальным» стилями, в свое время прошедшими художественную адаптацию в европейском ренессансе и неоклассицизме.
Художественные особенности
В верхней части фарфорового пласта представлена мифологическая сцена с женщиной в античных одеждах, которая персонифицируется с Гебой. Именно с таким кувшином и чашей изображают эту богиню цветущей юности, дочь Зевса и Геры в древнегреческой мифологии. На Олимпе, во дворце своего отца, Геба выполняет обязанности виночерпия на пирах; кравчая подносит также нектар и пищу богов амброзию. Вслед за античностью образ Гебы, олицетворяющей расцвет человеческой жизни, привлекал как европейских, так и русских мастеров XVIII –XIX веков. Известно много замечательных произведений искусства, созданных на эту тему, – великолепные живопись и графика, скульптура из мрамора и фарфора, изделия глиптики. Среди выдающихся работ наиболее знаменита скульптура «Геба» (1800–1805) талантливого итальянского скульптора Антония Кановы.

Роспись на фарфоровом пласте выполнена с гравюры по фреске «Нереида на пантере» на Вилле Ариадны (Villa Arianna) в древнеиталийском городе Стабии. Впервые композиция была гравирована в 1755 году в III томе издания «Le antichità di Ercolano esposte» и затем многократно перегравировывалась. В сюжетах с кормящей Гебой чаще всего представлена богиня с орлом, символизирующим самого Зевса, как это можно увидеть на эрмитажной гравюре первой четверти XIX века. Такой сюжет является наиболее частым, в то время как на данном фарфоровом пласте богиня юности кормит некое одноглавое тератоморфное существо. Внешний облик этого персонажа представляет собой причудливую комбинацию из передней части тела пятнистой пантеры, снабженной снизу небольшими крылышками-плавниками, и закрученным змеино-рыбьим хвостом. Фантастический образ создает впечатление обладающего сверхъестественной силой и неимоверной быстротой. Согласованная в движениях пара летит в отвлеченном пространстве, образованном нейтрально коричневым фоном; абрис дуэта, возможно, находит аналогию с одним из зодиакальных созвездий. Впечатление легкости полета стройных фигур усиливают свободные линии одежд богини, введенных художником-фарфористом, и развевающаяся драпировка, а также словно перебирающие воздух лапы лакающего существа. Гармонии сцены способствуют сбалансированные сочетания цветов в коричневых, бежевых, лиловых, бледно-зеленых тонах.

В нижней части фарфорового пласта представлено два орнаментальных бордюра. Один из них демонстрирует композицию из растительных гротесков, выполненных в сиреневом цвете с соединяющей росписью золотом и мелкими зелеными цветочками на бежевом фоне. Другой бордюр представляет геометризированную золоченую гирлянду из чередующихся двойных розеток и четырехлистников в прямоугольниках, все вместе объединенных сплетениями цветков лотоса. Орнаментальный декор с интерпретацией классических вариантов стилистически отвечает теме представленной основной живописи.

В целом в работе проявились профессиональные навыки мастера, способного наилучшим образом создавать фигурные полихромные росписи, орнаментальные композиции огнеупорными красками и золотом, позолотой с цировкой. Исполнителем росписи, следуя подписи на внешней стороне внизу пласта, являлся С. Васильев, работавший на Императорском фарфоровом заводе во второй трети XIX века.
Маркировка
Отсутствие марки может объясняться тем, что создание этого изделия не предполагало выхода за пределы Императорского фарфорового завода в Петербурге. Точная датировка произведения основана на указании года в авторской надписи С. Васильева: «1837».
Текст: И.Р. Багдасарова
Фарфор российских императоров