«Приданый» сервиз великой княжны

Александры Николаевны

Фарфор российских императоров
  • Россия, Санкт-Петербург, Императорский фарфоровый завод
    1843–1844
    Фарфор, крытье надглазурное, роспись надглазурная полихромная, позолота, цировка
Историческая справка
Тарелки, созданные на Императорском фарфоровом заводе в Петербурге в 1843 –1844 годах, входили в состав «Приданого» сервиза великой княжны Александры Николаевны, младшей дочери великого князя Николая Павловича и великой княгини Александры Федоровны. Александра родилась в год восшествия ее отца императора Николая I на Российский престол в 1825 году. Она была названа в честь своей любимой матери и в семье ласково нарекалась Адини. Юная Александра Николаевна вступила в брак с Фридрихом Вильгельмом, принцем Гессен-Кассельским 16 (28) января 1844 года. Однако ее мечта уехать с мужем из России на новую родину так и не свершилась. Практически сразу после свадьбы у Адини обнаружили туберкулез; состояние слабого здоровья усложнилось беременностью. Едва достигнув девятнадцатилетия, Александра Николаевна скончалась в Царском Селе вслед за своим новорожденным сыном Вильгельмом.

Убитые горем царственные родители настояли, чтобы приданое их дочери – всегда полной обаяния Адини – осталось в распоряжении ее мужа, который, впрочем, оставил в России память о своей жене благоугодным делом. Принц пожертвовал капитал, равный стоимости приданого, который был направлен в женскую больницу для чахоточных и хронически больных в Петербурге. Для церкви этой больницы, построенной в 1844 –1848 годах по проекту архитектора А. П. Брюллова, на Императорском фарфоровом заводе был изготовлен витраж с образом Св. царицы Александры.

Еще до свадьбы все приданое Александры Николаевны, в том числе драгоценный фарфор, было отправлено из России в Копенгаген, куда поначалу собирались прибыть молодожены, поскольку в то время семья жениха проживала в Дании. Впоследствии, когда принц возвратился на свою родную землю (он не занял датский трон по линии матери), то и российские сокровища были перемещены в Великое герцогство Гессенское.
По прочной традиции, заложенной еще в XVIII веке, в богатое приданое невест дома Романовых входили отдельные предметы и целые сервизы из русского фарфора, внешний вид которых отвечал национальному престижу, качеству изделий и вкусам своего времени. В этом отношении гарантом безупречного исполнения являлся Императорский фарфоровый завод в Петербурге, испытанный и надежный поставщик российского двора. Для изготовления «Приданого» столового и десертного сервиза великой княжны Александры Николаевны среди различных художественных версий историзма был выбран стиль «второе рококо».
Художественные особенности
Части столового «Приданого» сервиза великой княжны Александры Николаевны были исполнены в 1843 –1844 годах. Как и представленная тарелка, предметы украшены бирюзовым крытьем с золоченым орнаментом из стилизованных цветов и веточек. На фоне «севрской лазури» размещены белые фигурные медальоны с цветочными композициями, двуглавыми Российскими орлами под императорской короной и монограммой Александры Николаевны: «АН» под великокняжеской короной. Десертные тарелки с разноцветными бортами и видовыми росписями были созданы в 1844 году, когда на петербургское производство поступило срочное дополнительное пожелание от Ея Высочества видеть на предметах сервиза виды Санкт-Петербурга, а также «русские костюмы и некоторые из картин Эрмитажа».

По традиции, заложенной в XVIII веке, обеденная сервировка парадных трапез была более строгой, в то время как убранство десертных столов обладало особой выразительностью. В связи с этим изделия «сладкой» части всегда отличались большим изяществом и яркостью декораций. Это особенно относится к десертным тарелкам с видовыми росписями, содержание которых часто сопровождалось надписями на оборотных сторонах предметов. Так, на зеркалах представленных десертных тарелок «Приданого» сервиза великой княжны Александры Николаевны написаны архитектурные пейзажи Санкт-Петербурга: Адмиралтейство, Казанский собор, Аничков дворец, Исаакиевский мост (наплавной мост, первый через Неву; ныне не сохранился). В качестве первоисточников «фарфоровых ведут» использовались произведения И.Г. Поппеля, А. Г. Викерса, А. М. Горностаева, других европейских, английских, русских художников. Тарелки с военными фигурами представляют изделия с изображениями офицеров лейб-гвардии Гусарского полка принца Фридриха Гессен-Кассельского и офицера Кавалергардского ее императорского величества полка, исполненные с оригиналов французского живописца-баталиста А. И. Ладюрнера, работавшего в России с 1830 года.

При переносе изображений с первоисточников на фарфор мастера достаточно точно решили задачу их приспособления к круглым поверхностям тарелок, при этом сохраняя стилистические особенности образцов, а в полихромии цветов подражая станковой живописи. Однако в данном случае композиции на фарфоре выглядят несколько «зализанными», и в полихромных росписях не всегда прослеживается тщательная проработка деталей. Это объясняется тем, что живописцев торопили в исполнении срочного заказа. В невероятно короткий срок необходимо было представить надглазурное крытье и полихромную роспись, позолоту и трудоемкую цировку, соблюдая при этом все технологические циклы создания изделий, которые, в свою очередь, также требовали определенного времени. Тем не менее к исполнению высочайшего заказа были привлечены лучшие мастера Императорского фарфорового завода, о чем свидетельствуют следующие за роковой датой «1844» подписи авторов росписей. В частности, на представленных тарелках имеются подписи художников Императорского завода И. Е. Савельева: «И. Савельевъ.», В. А. Столетова: «В. Столетовъ.», А. И. Тычагина: «А. Тычагинъ.», Н. Яковлева: «Н. Яковлевъ» (или «Н: Яковлевъ.»). Эти мастера специализировались на живописи фигур, им доверялось расписывать так называемые военные тарелки, требующие точности геральдических изображений.

Данные десертные тарелки идентичны по форме: плоские на круглой ножке, с широким бортом и волнистым краем. Они отличаются цветами крытья бортов: кремовый – с петербургскими видами, сиреневый – с военными фигурами. При этом золоченый орнамент однотипен: вокруг видовой росписи – сплошная полоса обводки наподобие картинной рамки; по цветному борту – орнаментальная гирлянда из растительных гротесков; и по краю борта, в белой каемке – жемчужник в чередовании с рокайльными завитками. Золочеными отводками обрамлены также ножки тарелок.
Маркировка
Синие подглазурные марки «Н I» под императорской короной согласуются со временем правления императора Николая I, когда на петербургском производстве фарфора в 1843–1844 годах был создан «Приданый» сервиз великой княжны Александры Николаевны.
Текст: И.Р. Багдасарова
Фарфор российских императоров