Части столового «Приданого» сервиза великой княжны Александры Николаевны были исполнены в 1843 –1844 годах. Как и представленная тарелка, предметы украшены бирюзовым крытьем с золоченым орнаментом из стилизованных цветов и веточек. На фоне «севрской лазури» размещены белые фигурные медальоны с цветочными композициями, двуглавыми Российскими орлами под императорской короной и монограммой Александры Николаевны: «АН» под великокняжеской короной. Десертные тарелки с разноцветными бортами и видовыми росписями были созданы в 1844 году, когда на петербургское производство поступило срочное дополнительное пожелание от Ея Высочества видеть на предметах сервиза виды Санкт-Петербурга, а также «русские костюмы и некоторые из картин Эрмитажа».
По традиции, заложенной в XVIII веке, обеденная сервировка парадных трапез была более строгой, в то время как убранство десертных столов обладало особой выразительностью. В связи с этим изделия «сладкой» части всегда отличались большим изяществом и яркостью декораций. Это особенно относится к десертным тарелкам с видовыми росписями, содержание которых часто сопровождалось надписями на оборотных сторонах предметов. Так, на зеркалах представленных десертных тарелок «Приданого» сервиза великой княжны Александры Николаевны написаны архитектурные пейзажи Санкт-Петербурга: Адмиралтейство, Казанский собор, Аничков дворец, Исаакиевский мост (наплавной мост, первый через Неву; ныне не сохранился). В качестве первоисточников «фарфоровых ведут» использовались произведения И.Г. Поппеля, А. Г. Викерса, А. М. Горностаева, других европейских, английских, русских художников. Тарелки с военными фигурами представляют изделия с изображениями офицеров лейб-гвардии Гусарского полка принца Фридриха Гессен-Кассельского и офицера Кавалергардского ее императорского величества полка, исполненные с оригиналов французского живописца-баталиста А. И. Ладюрнера, работавшего в России с 1830 года.
При переносе изображений с первоисточников на фарфор мастера достаточно точно решили задачу их приспособления к круглым поверхностям тарелок, при этом сохраняя стилистические особенности образцов, а в полихромии цветов подражая станковой живописи. Однако в данном случае композиции на фарфоре выглядят несколько «зализанными», и в полихромных росписях не всегда прослеживается тщательная проработка деталей. Это объясняется тем, что живописцев торопили в исполнении срочного заказа. В невероятно короткий срок необходимо было представить надглазурное крытье и полихромную роспись, позолоту и трудоемкую цировку, соблюдая при этом все технологические циклы создания изделий, которые, в свою очередь, также требовали определенного времени. Тем не менее к исполнению высочайшего заказа были привлечены лучшие мастера Императорского фарфорового завода, о чем свидетельствуют следующие за роковой датой «1844» подписи авторов росписей. В частности, на представленных тарелках имеются подписи художников Императорского завода И. Е. Савельева: «И. Савельевъ.», В. А. Столетова: «В. Столетовъ.», А. И. Тычагина: «А. Тычагинъ.», Н. Яковлева: «Н. Яковлевъ» (или «Н: Яковлевъ.»). Эти мастера специализировались на живописи фигур, им доверялось расписывать так называемые военные тарелки, требующие точности геральдических изображений.
Данные десертные тарелки идентичны по форме: плоские на круглой ножке, с широким бортом и волнистым краем. Они отличаются цветами крытья бортов: кремовый – с петербургскими видами, сиреневый – с военными фигурами. При этом золоченый орнамент однотипен: вокруг видовой росписи – сплошная полоса обводки наподобие картинной рамки; по цветному борту – орнаментальная гирлянда из растительных гротесков; и по краю борта, в белой каемке – жемчужник в чередовании с рокайльными завитками. Золочеными отводками обрамлены также ножки тарелок.