«Приданый» сервиз великой княжны

Александры Павловны

Фарфор российских императоров
  • Россия, Санкт-Петербург, Императорский фарфоровый завод
    1793 –1801 / 03; 1793 –1795 / 6: екатерининский состав
    1796 –1801 / 03: павловский состав
    Фарфор, роспись надглазурная полихромная, позолота
Историческая справка
«Приданый» сервиз великой княжны Александры Павловны был заказан на Императорском фарфоровом заводе по распоряжению императрицы Екатерины II в 1795 году; окончание работ принято относить к 1796 году.

Великая княжна Александра Павловна – третий ребенок и старшая дочь великого князя Павла Петровича и его супруги великой княгини Марии Федоровны; после замужества – палатина Венгерская. С 1793 года велись долгие переговоры о свадьбе Александры Павловны с королем Швеции Густавом IV Адольфом, которая не состоялась изза отличий в вероисповедании будущей королевы. В 1799 году Александра Павловна была выдана замуж за эрцгерцога Австрийского Иосифа, палатина Венгерского в 1796 –1847 годах. Обручение состоялось в России, и в том же году новобрачные отправились в Австрию. В 1801 году Александра Павловна, которой не успело исполниться восемнадцати лет, безвременно скончалась от послеродовой горячки, вслед за новорожденной дочкой Александриной.

На портрете великая княжна Александра Павловна изображена в платье с кружевами и горностаевой мантии, нитками жемчуга в прическе; с орденом Св. великомученицы Екатерины: через правое плечо – красная орденская лента с серебряной каймой и на груди слева – восьмилучевая серебряная звезда. Этот женский орден Российской империи с девизом «За Любовь и Отечество» предназначался для награждения принцесс царской крови («большой крест») и дам высшего дворянского сословия («малый крест», или «кавалерственный») с 1714 по 1917 год.
Художественные особенности
Предметы сервиза великой княжны Александры Павловны украшены либо полихромными архитектурными видами Италии или Сицилии, обрамленными золоченой рамкой и жемчужником; либо оставлены без миниатюр. Классическим образцом подобных фарфоровых ведут, исполненных в едином направлении выбора графических источников и их адаптации на фарфоре, стали произведения Кабинетского сервиза (кат. № 11).

Изделия сервиза великой княжны Александры Павловны декорированы золочеными бордюрами с изображениями гирлянд-венков из крупных пурпурных роз с мелкими бутонами и зелеными листьями с темными прожилками. В расположении роз на тарелке с архитектурным видом выявляется определенная схема: пара цветков роз обращена к краям борта, одна к внешнему, другая – к внутреннему; далее по сторонам следуют пары роз, развернутые в разные стороны, и так далее. В других случаях такой раппорт оказывается нарушенным, когда венок замыкается, поэтому, например, второй и третий цветок в определенном месте оказались направленными друг на друга. На тарелке с оставленным белым зеркалом система расположения роз не прослеживается. По этим и другим изделиям «Приданого» сервиза великой княжны Александры Павловны можно судить, что художникам Императорского фарфорового завода была предоставлена определенная творческая свобода в живописной компоновке гирлянд из крупных роз.
Маркировка
Представленные тарелки демонстрируют возможные подглазурные марки кобальтом на дне предметов «Приданого» сервиза великой княжны Александры Павловны: екатерининского состава 1795 –1796 годов с вензелем Екатерины II: «Е II»; и павловского состава 1796 года с вензелем Павла I: «П» под императорской короной. Такие марки Императорского фарфорового завода в Петербурге конца XVIII века могли сопровождаться точкой, поставленной справа от императорской монограммы, как в данных случаях.
Текст: И.Р. Багдасарова
Фарфор российских императоров