«Приданый» сервиз великой княжны

Екатерины Павловны

Фарфор российских императоров
  • Россия, Санкт-Петербург, Императорский фарфоровый завод
    1799–1802;
    1799–1801: павловский состав;
    1801–1802: александровский состав
    Фарфор, роспись надглазурная полихромная, позолота, цировка
Историческая справка
«Приданый» сервиз великой княжны Екатерины Павловны был заказан на Императорском фарфоровом заводе по распоряжению императора Павла I в 1799 году; окончание работ относится к 1802 году при императоре Александре I.

Великая княжна Екатерина Павловна – шестой ребенок и четвертая дочь великого князя Павла Петровича и его супруги великой княгини Марии Федоровны; после замужества – королева-консорт Вюртемберга. Предложение 1808 года о браке Екатерины Павловны с Наполеоном, связанное с упрочением союза России и Франции, было принципиально отклонено. Первый раз великая княжна была выдана замуж в 1809 году за принца Ольденбургского Петра Фридриха Георга; супруги проживали в Твери. Второй раз Екатерина Павловна вышла замуж в 1816 году (после смерти первого супруга) за наследного принца Вюртембергского Вильгельма Фридриха Карла (с 1816 года – вюртембергский король Вильгельм I). После бракосочетания в России супруги переехали в Штутгарт. Екатерина Павловна умерла внезапно от инфекционного заболевания (рожи). От первого брака она имела двух сыновей: Фридриха-Павла-Александра и Петра, от второго – двух дочерей: Марию и Софию.

На портрете великая княжна Екатерина Павловна изображена в сине-зеленом платье, отороченном горностаем, с бусами и серьгами из жемчуга, бриллиантовой диадеме на голове; с орденом Святой великомученицы Екатерины: через правое плечо – красная орденская лента с серебряной каймой и бантом с орденским крестом, на груди слева – восьмилучевая серебряная звезда. Этот женский орден Российской империи с девизом «За Любовь и Отечество» предназначался для награждения принцесс царской крови («большой крест») и дам высшего дворянского сословия («малый крест», или «кавалерственный») с 1714 по 1917 год.
Художественные особенности
Предметы сервиза великой княжны Екатерины Павловны украшены полихромными архитектурными видами Италии или Сицилии, обрамленными золоченой рамкой, а, например, блюда, тарелки, большие корпусные изделия еще и кружевным орнаментом из тонких стеблей, растительных завитков и цветков лотоса. Классическим образцом подобных фарфоровых ведут, исполненных в едином направлении выбора графических источников и их адаптации на фарфоре, стали произведения Кабинетского сервиза (кат. № 11).

Изделия сервиза великой княжны Екатерины Павловны декорированы золочеными бордюрами с изображениями попарно соединенных гирлянд из мелких роз в чередовании с гризайльными архитектурными пейзажами в бордовых овалах, заключенных в квадратные желтые резервы. В провисающих цветочных гирляндах розы, занимая центральное место, соединяются по сторонам с мелкими желтыми, оранжевыми, голубыми примулами. Цветочные нити как бы продеты через синие розетки, в результате чего создается иллюзия прохождения сквозь фарфоровый борт. На ажурных корзинках с поддонами цветовые фоны и пейзажи на бордюрах отсутствуют – изделия украшают только цветочные гирлянды, при этом сами формы декорированы эффектной сквозной трельяжной сеточкой с позолотой.

В данном наборе предметов из сервиза великой княжны Екатерины Павловны представлены рюмочные передачи, предназначенные для охлаждения рюмок и бокалов, которые для устойчивости опускались пойлами вниз в колотый лед или холодную воду, тогда как основания фиксировались между высокими фестонами по краям изделий, а также бутылочные и ликерные передачи для подачи к столу бутылок с вином или других напитков. Рюмочные передачи в виде овальной чаши с фестончатыми краями появились в Англии в конце XVII века и первоначально изготавливались из серебра, затем из стекла и фаянса и, наконец, из дорогостоящего фарфора. В XVIII веке рюмочные передачи, как и бутылочные, на столы не ставились, они располагались на буфетах или сервировочных столиках и подносились слугами по мере необходимости. Не случайно таким формам придавалось особое изящество. Так, данные передачи украшены золочеными ручками в виде высоких дугообразных стержней, вверху изогнутых под прямым углом и заканчивающихся рельефной пальметтой. Отметим, что в России XVIII века рюмочные передачи также называли «рюмочники», «рюмочницы» или просто «корзины», а бутылочные – «бутылочники», «бутыльники», «ведерки для вин», «холодильники».
Маркировка
Предметы «Приданого» сервиза великой княжны Екатерины Павловны либо оставлены без марок, либо отмечены синими подглазурными марками, соответственно времени изготовления изделий в 1799 –1802 годах, а именно вензелями императоров: или Павла I «П» – павловский состав 1799 –1801 годов, или Александра I «А» – александровский состав 1801 –1802 годов; под императорскими коронами. Представленные произведения демонстрируют все названные варианты маркировок.
Текст: И.Р. Багдасарова
Фарфор российских императоров