Пурпуровый сервиз Царского Села

Фарфор российских императоров
  • Россия, Санкт-Петербург, Императорский фарфоровый завод
    1905, 1906
    Эскиз Э. Я. Кремера (1904)
    Фарфор, роспись надглазурная монохромная, позолота по мастике, цировка
Историческая справка
В 1903 году Управление Императорскими фарфоровым и стеклянным заводами поручает Обществу взаимного вспомоществования художников объявить конкурс на создание проекта парадного сервиза для Большого Царскосельского дворца; по условиям: «в растреллиевском стиле» XVIII века, а также чтобы был «прост, но не богат». По результатам конкурса были одобрены рисунки А. Ф. Максимова и В. С. Степанова. Мотивы их творческих работ легли в основу производства Пурпурового сервиза, созданного в фарфоре по окончательному проекту (1904) Э. Я. Кремера – заведующего живописной мастерской Императорских фарфорового и стеклянных заводов.

Большой Царскосельский дворец был заложен архитектором Ф. Б. Растрелли в 1717 году по приказу императрицы Екатерины I, в честь которой дворец называется также Екатерининским. Летняя императорская резиденция перестраивалась в течение XVIII века при последующих российских правительницах Елизавете Петровне и Екатерине II. Архитектурный памятник является образцом позднего барокко. Не случайно этому стилю отвечают формы и живописный декор фарфорового Пурпурового сервиза, согласуясь с оформлением экстерьера и интерьеров Большого дворца Царского Села.

Состав Пурпурового сервиза, изначально известного как «Царскосельский сервиз розовый с золотом», весьма ограничен по типам предметов, предполагая на столе дополнительную сервировку посудными формами и украшениями из других материалов. Комплект составляют тарелки пяти видов: глубокие, мелкие, десертные, закусочные, пирожковые и фигурные чашки с блюдцами. В 1908 году фарфоровый комплект дополнился салатниками, созданными по акварельному эскизу П. И. Красновского (1907) в подражание раннему мейсенскому фарфору и в общей стилистике нового русского сервиза, кстати, последнего среди императорских. Всего насчитывалось 1 690 предметов. Для удобства транспортировки и хранения хрупкого фарфора были специально сделаны деревянные ящики с замочками и ручками по сторонам, в которых для каждой вещи отводилось отдельное место в ложементах, продублированных тканью. На крышках ящиков имеются таблички с указанием содержимого и года создания продукции, например «Пурпуровый сервизъ / тарелки глубокiя / 1905».
Художественные особенности
Свое наименование – «Пурпуровый» – сервиз получил изза цветовых тонов в монохромных композициях. На зеркалах десертных тарелок с ажурными бортами пурпуром представлены играющие пары амуров с атрибутами в руках, обыгрывающие историческую тему «амуры в облаках» в духе французского живописца Ф. Буше, – такие рокайльно-барочные росписи появляются на русском фарфоре елизаветинского времени вслед за примерами раннего мейсенского и севрского фарфора. На сплошных бортах других тарелок и на чайных парах также пурпуром выполнены абстрактные пейзажи с перспективными растяжками цветом – однотипные, но не повторяющиеся. Сам царственный пурпур ассоциировался с росписями европейского и русского фарфора XVIII века. Предметы сервиза начала XX века расписывали несколько мастеров, среди которых работал одаренный живописец Я. Горяев.

Монохромные росписи дополняет обильная позолота, выполненная по мастике, в результате чего на золоченой поверхности образован невысокий рельеф, затевающий подвижную игру с живым светом. Матовая позолота дополнительно декорирована техникой цировки, суть которой заключается в нанесении блестящих изображений с помощью агатового карандаша. Цированные композиции, отвечая «растреллиевскому стилю», образуют картуши с растительными рокайлями, цветочками и веточками. В продолжение картушей по их сторонам на сплошных бортах тарелок и блюдец расположены белые медальоны с золочеными балясинами в окружении гирлянд из цветков лотоса. На десертных тарелках такие медальоны отсутствуют, зато легкость им придают сегменты бортов с ажурным орнаментом в виде прорезных арочек, переплетенных между собой. При общей ориентации на вкусы галантного века в утонченных линиях пурпурных композиций на белом фарфоре и динамичного золоченого декора просматриваются черты линеарного модерна, придавая особый изыск произведениям прикладного искусства.
Маркировка
Представленные предметы Пурпурового сервиза снабжены зелеными подглазурными марками Императорского фарфорового завода в Петербурге (с 1890 – объединенных Императорских фарфорового и стеклянного заводов) периода правления императора Николая II: «Н II» под императорской короной с датами «1905» и «1906».

Пурпуровый сервиз принято датировать 1905 годом, хотя первая пробная тарелка из собрания Эрмитажа определяется по марке «1904» годом; также известны тарелки и чайные пары с датами под императорским вензелем «1906» и «1907»; а дополнения в виде салатников были исполнены в 1908 году. Таким образом, более широкой датировкой основного состава можно считать 1904 –1908 годы, что предлагается в современных исследовательских публикациях.
Текст: И.Р. Багдасарова
Фарфор российских императоров