Рафаэлевский сервиз

Фарфор российских императоров
  • Россия, Санкт-Петербург, Императорский фарфоровый завод
    1883–1903: период создания нового белья и росписей
    Фарфор, крытье надглазурное, роспись надглазурная полихромная, позолота по мастике, цировка
Историческая справка
Рафаэлевский сервиз «во вкусе ренессанса» был создан на Императорском фарфоровом заводе в Петербурге под личным наблюдением императора Александра III, который и заказал этот сервиз в 1883 году для Царского Села. Вплоть до окончания работ в 1903 году, уже при императоре Николае II, новые изделия поставлялись ко двору в числе традиционных ежегодных подношений на Рождество. Столовый и десертный фарфоровый ансамбль включал тарелки разных видов (глубокие, мелкие, пирожковые), салатники, лотки, раковины (их также называют: розетки, икорницы, блюдечки для мороженого), чашки с блюдцами двух размеров (бóльшая могла использоваться как бульонная) с расчетом на 50 персон. В 1904 году полный комплект поступил в Аничков дворец в распоряжение вдовствующей императрицы Марии Федоровны. Вышло так, что в Царском Селе как загородной резиденции российских императоров Рафаэлевский сервиз, на изготовление которого ушло двадцать лет, так и не бытовал.

В художественном оформлении Рафаэлевского сервиза отразились мотивы росписей знаменитых Лоджий Рафаэля в Ватикане, на которые, в свою очередь, повлияли раскопки Геркуланума, Помпей, Стабий. Памятник Высокого Возрождения, завершенный в 1517 –1519 годах при папе Льве X, представляет собой тринадцать арок в галерее, стены и потолки которой покрыты фресками в «античном стиле» с классическими и гротескными композициями, вдохновленными образцами древнего искусства. Лоджии Рафаэля, известные также как «Библия Рафаэля» изза библейских сюжетов, практически сразу стали выдающейся достопримечательностью Рима. Вскоре определение «Библия» для ватиканских фресок сделается нарицательным, имея в виду непревзойденный образец гениального творения великого Рафаэля.

В отечественном искусстве стилеобразующая роль античного наследия становится ведущей с последней четверти XVIII века. Сама императрица Екатерина II пожелала иметь реплику рафаэлевских фресок и в 1778 году распорядилась украсить стены Старого Эрмитажа копиями прославленных шедевров (1783–1792; архитектор Дж. Кваренги). Несколько ранее Екатерина покупает для «Эрмитажа Ея Императорского Величества» первые картины Рафаэля, которые прибывают в Россию в 1774 году в составе известной коллекции П. Кроза. В екатерининский период почти все искусство России было подчинено доктрине классицизма, в том числе в различных отраслях декоративно-прикладного искусства. Так, в русском императорском фарфоре тема гротесков наиболее ярко выразилась в декоре Арабескового сервиза, созданного в 1784 году к двадцатилетию правления Екатерины Великой.

В XIX веке широкий интерес к античному наследию и его художественным переработкам возрождается в контексте эпохи историзма, а затем на волне антикизированных тенденций модерна. Распространению стиля неоренессанс способствовало торжественное событие 1883 года: 400летие со дня рождения лучшего художника эпохи Возрождения Рафаэля Санти. В юбилейный год в Императорском Эрмитаже открылась выставка: непосредственно в Лоджиях Рафаэля было выставлено пять картин кисти этого гениального мастера. Ярким памятником русской культуры, связанной с послеренессансной европейской традицией, развитием классицизма и производных от него неостилей стало создание Рафаэлевского сервиза.

Проект Рафаэлевского сервиза – самого знаменитого высочайшего заказа Императорскому фарфоровому заводу – реализовывался под руководством архитектора, заведующего живописной мастерской Л. Л. Шауфельберга. Известные эскизы предметов Рафаэлевского сервиза подписаны «ученым рисовальщиком» С. Р. Романовым и художником М. А. Матвеевым; не исключено, что к работе над проектом были привлечены и другие мастера.

Образцы растительного орнамента для тарелок выполнил живописец по фарфору К. Н. Красовский совместно с художниками А. А. Кирсановым, В. Д. Тарачковым, Ф. В. Спиридоновым. При составлении декора руководствовались изображениями Рафаэлевской галереи Императорского Эрмитажа и рисунками итальянских граверов Дж. Вольпато и Дж. Оттавиани. Эти большие раскрашенные от руки гравюры, воспроизводящие оригиналы Рафаэля в Ватикане – «Delle Loggie di Raffaellе nel Vaticano» (Рим, 1772 –1777), – хранились в библиотеке Императорского фарфорового завода. В каталоге изданий заводской библиотеки за 1890 год числится «Тетрадь с 25 Рафаэлевскими рисунками лож, издание И. Вольпато, скульптора в Риме, 1774 и 1775 года и 8 Рафаэлевских рисунков других изданий»

Художественные особенности
Предметы Рафаэлевского сервиза не отличаются разнообразием форм, поскольку в культуру парадных трапез последней четверти XIX века вернулась мода дополнения фарфора изделиями столового серебра. Сами сервизные формы достаточно просты и обтекаемы – это тарелки с прямыми бортами и ровными краями; ромбовидные салатники на невысоких ножках, повторяющих контуры тулова; овальные лотки с приподнятыми сплошными бортами; полушаровидные чашки с петлеобразными ручками на круглых блюдцах; и только на розетках в районе ручек-картушей есть небольшие рельефные завитки. Некоторые детали пластического декора намеренно убирались еще на стадии проектирования ансамбля. Так, например на эскизе раковины, подписанном художником С. Р. Романовым, имеется следующая резолюция карандашом: «…нижные завитки под ручкой уничтожить», что и было принято к исполнению.

Неперегруженные формы послужили идеальной основой для выдающихся гротескных композиций, объединенных единством сюжетно-тематического, орнаментального, колористического решений. Репродукции фресковой живописи на фарфоре прекрасно передают красочную палитру настенных темперных красок исторических Лоджий Рафаэля, в полной мере соответствуя в прикладном материале «возрожденческому духу». Плотная полихромная роспись настолько насыщенна и многообразна, что на каждом изделии непременно встречается чтото новое, будь то детали сюжетов или орнаментики. Это можно проследить на представленных предметах Рафаэлевского сервиза.

На зеркалах всех тарелок в шестиугольных медальонах, как в Лоджиях Рафаэля в Ватикане, даны аллегорические и отвлеченные росписи гризайлью. Ручная работа подчеркивает уникальность изображений, хотя некоторые сюжеты могут иногда повторяться и варьироваться. Можно перечислить следующие художественные образы: слон со всадником-пастушком на спине; плакальщица; дуэты полуобнаженных мужчин и женщин; одиночные фигуры в античных одеждах, данные в динамичных позах или спокойных положениях возле жертвенников. Среди мифологических сюжетов встречаются: кентавры и сцены кентавромахии; Дионис с тирсом; Ариадна, прядущая нить, рядом с Амуром, поддерживающим веретено; другие боги, герои, персонажи. Для гризайльной живописи органично выбрано три сплошных фона: серый – на глубоких тарелках, терракотовый – на мелких, голубой – на пирожковых. Медальоны с росписями обрамлены рамкой с ионником с полураковинами по углам.

Основные росписи в медальонах поддерживаются насыщенными ренессансными бордюрами, которые фризами проходят по бортам тарелок и марли (наклонный переход от борта к зеркалу), образуя систему круговых ритмических переходов. На глубоких и мелких тарелках фризы однотипны, а на пирожковых тарелках при такой же композиционной схеме сами рисунки другие. Описание фризов лишний раз подчеркивает трудоемкость и усердие кропотливых работ по живописи Рафаэлевского сервиза.

По бортам глубоких и мелких тарелок симметрично расположены три круглых медальона и три ниши с заостренным верхом, между которыми находится шесть дугообразных вытянутых резервов. В круглых медальонах гризайлью на терракотовом фоне дана живопись в «этрусском стиле» с антикизированными фигурами. Среди них можно увидеть: путти, играющих с гирляндами и сажающих цветы, держащих различные атрибуты, ведущих животных, музицирующих; амуров верхом на лебедях, сфинксах, гиппокампах, баранах, козлах; сатиров и их детей, стоящих возле герм, несущих битую дичь, танцующих и играющих на музыкальных инструментах; кентавров и других зооморфных полуфигур; всадников на вздыбленных конях; восседающих на троне наделенных высшей властью правителей или богов; воинов в латных облачениях и просто сидящих обнаженных или полуобнаженных молодых людей. В ниши с заостренным верхом вписаны фигуры крылатых грифонов видом анфас на палевом фоне. В дугообразных вытянутых резервах на темно-сером фоне даны белые композиции, составленные из зеркально расположенных причудливых гротесков, включающих амуров, драконов, дельфинов и грифонов с сосудами, фантазийных «произрастающих» существ с растительными завитками. Все эти медальоны, ниши и резервы замкнуты в золоченые рамки, которые ненавязчиво охватывают белые лиственные гирлянды на сером фоне, смягченные круглыми розетками на резких угловых поворотах. По окружности марли на розово-палевом фоне представлен более узкий бордюр с раппортом из чередования миниатюрных бюстов сирен и перекрещенных цветков лотосов со стеблями-завитками. В завершение такого зрелищного декора проходит спокойная «волна» тонкого золоченого меандра по белому фону фарфора.

На пирожковых тарелках общая композиционная схема художественного оформления бортов и марли соблюдена по примеру глубоких и мелких тарелок. При этом аналогичные росписи в трех круглых медальонах даны на голубом фоне. В трех нишах с заостренным верхом грифонов заменили вазоны-жертвенники. В дугообразных вытянутых резервах появилось одновременно два вида композиций росписью гризайль – это орел с распростертыми крыльями, восседающий на цепочке из шишек пинии, которая поддерживается масками львов по сторонам; а также сдвоенные цветочные гирлянды, подвешенные на лентах. По окружности марли на бежево-палевом фоне более узкий бордюр также видоизменен – здесь это графичный рисунок раппорта из чередования женских масок с направленными к ним лебедями в профиль, между которыми расположены стилизованные цветы лотосов или вазоны с цветами. Белые лиственные гирлянды на сером фоне, охватывающие свободное от живописных резервов поле бортов, остались такими же, как и спокойная «волна» тонкого золоченого меандра по белому фону фарфора у марли.

Чашки с блюдцами декорированы несколько иначе. Внешнюю сторону тулова чашек украшают прямоугольные со срезанными углами медальоны с изображениями амуров или других персонажей на терракотовом или зеленом фонах; занятия амуров в основном такие же, как и в росписях в «этрусском стиле» по бортам тарелок. Свободное пространство между медальонами занимает гротескный декор на палевом крытье. Этот орнамент состоит из сплетений веточек со стилизованными голубыми цветами и зелеными листьями, внизу перевязанных розовыми ленточками; концы ленточек изящно поднимаются вверх по фигурной рамке, в центре которой подвешен ладьевидный медальон с драпировкой и голубым трилистником на терракотовом фоне. Внизу скругленного тулова чашек проходит бордюр с масками и стилизованными акантами, а ниже него – полоса из серых и терракотовых квадратов с тонкими черными меандрами и стилизованными лотосами. По краю чашек «пробегают» белые растительные веточки на сером фоне; петлевидные ручки тоже серые.

Орнамент блюдец раскрывается от круглого донца, обрамленного «волной» тонкого золоченого меандра к краю борта: сначала идет «пламенеющий» ионник; затем чередуются сегмент из серых лопастей с черными линиями меандра и сегмент с растительными гротесками на палевом фоне; оформляет розетку такой же, как внизу чашки, бордюр с масками и стилизованными акантами.

Художественной версии блюдец вторит декор на розетках с небольшими изменениями в орнаментальных деталях, но с сохранением гаммы красочной палитры. Главной разницей является то, что донца розеток расписаны в отличие от блюдец, где донца оставлены белыми, поскольку закрываются ножкой чашек. В центре розеток вновь появляются словно выхваченные с тарелок круглые медальоны с росписью в «этрусском стиле»: антикизированные фигуры на терракотовом фоне. На плоских ручках розеток изображены единичные фигуры сатиров, птиц или зверей в терракотовых картушах.
Маркировка
Период создания нового белья и оригинальных росписей к Рафаэлевскому сервизу приходится на 1883 –1903 годы, что составило двадцать лет – это самый большой срок создания сервиза на Императорском фарфоровом заводе в Петербурге. Поскольку изготовление сервиза захватило два царствования, то на изделиях можно увидеть марки в виде императорских вензелей либо Александра III «А III», либо Николая II «Н II» под коронами с указанием годов исполнения живописи. Это особые марки, которые были специально разработаны для Рафаэлевского сервиза – они представляют собой крупные золоченые шифры славянской вязью с красной прорисовкой. Внешний вид таких марок нередко сопоставляется с металлическими вензелями государственных погон. Отметим, что некоторые известные тарелки Рафаэлевского сервиза вместо медальонов в центре зеркал украшены вензелем Александра III под императорской короной, помещенным в центре картуша в обрамлении лавровых венков.

Подчеркнем, что указанные специальные марки на фарфоровых изделиях Рафаэлевского сервиза прежде всего позволяют датировать росписи на фарфоре, поскольку марки белья колеблются в пределах царствований императоров Александра II, Александра III, Николая II. Отсюда датировка каждого фарфорового изделия индивидуальна. Датировки белья и росписи могут совпадать, а могут расходиться в зависимости от имеющихся на одном и том же предмете маркировок.

Представленный набор Рафаэлевского сервиза включает предметы с росписями, созданными на Императорском фарфоровом заводе (с 1890 – объединенных Императорских фарфорового и стеклянного заводов) при императоре Александре III в 1884, 1887, 1894 годах с зелеными шифрами «А III» и при императоре Николае II в 1895, 1896, 1897, 1898, 1900, 1901, 1903 годах с зелеными шифрами «Н II». Белье по времени либо совпадает с созданием росписей, либо оно создано раньше этих дат, но не позднее времени правления императора Александра II (1855 –1881) с зеленым шифром «А II»
Текст: И.Р. Багдасарова
Фарфор российских императоров