Предметы Рафаэлевского сервиза не отличаются разнообразием форм, поскольку в культуру парадных трапез последней четверти XIX века вернулась мода дополнения фарфора изделиями столового серебра. Сами сервизные формы достаточно просты и обтекаемы – это тарелки с прямыми бортами и ровными краями; ромбовидные салатники на невысоких ножках, повторяющих контуры тулова; овальные лотки с приподнятыми сплошными бортами; полушаровидные чашки с петлеобразными ручками на круглых блюдцах; и только на розетках в районе ручек-картушей есть небольшие рельефные завитки. Некоторые детали пластического декора намеренно убирались еще на стадии проектирования ансамбля. Так, например на эскизе раковины, подписанном художником С. Р. Романовым, имеется следующая резолюция карандашом: «…нижные завитки под ручкой уничтожить», что и было принято к исполнению.
Неперегруженные формы послужили идеальной основой для выдающихся гротескных композиций, объединенных единством сюжетно-тематического, орнаментального, колористического решений. Репродукции фресковой живописи на фарфоре прекрасно передают красочную палитру настенных темперных красок исторических Лоджий Рафаэля, в полной мере соответствуя в прикладном материале «возрожденческому духу». Плотная полихромная роспись настолько насыщенна и многообразна, что на каждом изделии непременно встречается чтото новое, будь то детали сюжетов или орнаментики. Это можно проследить на представленных предметах Рафаэлевского сервиза.
На зеркалах всех тарелок в шестиугольных медальонах, как в Лоджиях Рафаэля в Ватикане, даны аллегорические и отвлеченные росписи гризайлью. Ручная работа подчеркивает уникальность изображений, хотя некоторые сюжеты могут иногда повторяться и варьироваться. Можно перечислить следующие художественные образы: слон со всадником-пастушком на спине; плакальщица; дуэты полуобнаженных мужчин и женщин; одиночные фигуры в античных одеждах, данные в динамичных позах или спокойных положениях возле жертвенников. Среди мифологических сюжетов встречаются: кентавры и сцены кентавромахии; Дионис с тирсом; Ариадна, прядущая нить, рядом с Амуром, поддерживающим веретено; другие боги, герои, персонажи. Для гризайльной живописи органично выбрано три сплошных фона: серый – на глубоких тарелках, терракотовый – на мелких, голубой – на пирожковых. Медальоны с росписями обрамлены рамкой с ионником с полураковинами по углам.
Основные росписи в медальонах поддерживаются насыщенными ренессансными бордюрами, которые фризами проходят по бортам тарелок и марли (наклонный переход от борта к зеркалу), образуя систему круговых ритмических переходов. На глубоких и мелких тарелках фризы однотипны, а на пирожковых тарелках при такой же композиционной схеме сами рисунки другие. Описание фризов лишний раз подчеркивает трудоемкость и усердие кропотливых работ по живописи Рафаэлевского сервиза.
По бортам глубоких и мелких тарелок симметрично расположены три круглых медальона и три ниши с заостренным верхом, между которыми находится шесть дугообразных вытянутых резервов. В круглых медальонах гризайлью на терракотовом фоне дана живопись в «этрусском стиле» с антикизированными фигурами. Среди них можно увидеть: путти, играющих с гирляндами и сажающих цветы, держащих различные атрибуты, ведущих животных, музицирующих; амуров верхом на лебедях, сфинксах, гиппокампах, баранах, козлах; сатиров и их детей, стоящих возле герм, несущих битую дичь, танцующих и играющих на музыкальных инструментах; кентавров и других зооморфных полуфигур; всадников на вздыбленных конях; восседающих на троне наделенных высшей властью правителей или богов; воинов в латных облачениях и просто сидящих обнаженных или полуобнаженных молодых людей. В ниши с заостренным верхом вписаны фигуры крылатых грифонов видом анфас на палевом фоне. В дугообразных вытянутых резервах на темно-сером фоне даны белые композиции, составленные из зеркально расположенных причудливых гротесков, включающих амуров, драконов, дельфинов и грифонов с сосудами, фантазийных «произрастающих» существ с растительными завитками. Все эти медальоны, ниши и резервы замкнуты в золоченые рамки, которые ненавязчиво охватывают белые лиственные гирлянды на сером фоне, смягченные круглыми розетками на резких угловых поворотах. По окружности марли на розово-палевом фоне представлен более узкий бордюр с раппортом из чередования миниатюрных бюстов сирен и перекрещенных цветков лотосов со стеблями-завитками. В завершение такого зрелищного декора проходит спокойная «волна» тонкого золоченого меандра по белому фону фарфора.
На пирожковых тарелках общая композиционная схема художественного оформления бортов и марли соблюдена по примеру глубоких и мелких тарелок. При этом аналогичные росписи в трех круглых медальонах даны на голубом фоне. В трех нишах с заостренным верхом грифонов заменили вазоны-жертвенники. В дугообразных вытянутых резервах появилось одновременно два вида композиций росписью гризайль – это орел с распростертыми крыльями, восседающий на цепочке из шишек пинии, которая поддерживается масками львов по сторонам; а также сдвоенные цветочные гирлянды, подвешенные на лентах. По окружности марли на бежево-палевом фоне более узкий бордюр также видоизменен – здесь это графичный рисунок раппорта из чередования женских масок с направленными к ним лебедями в профиль, между которыми расположены стилизованные цветы лотосов или вазоны с цветами. Белые лиственные гирлянды на сером фоне, охватывающие свободное от живописных резервов поле бортов, остались такими же, как и спокойная «волна» тонкого золоченого меандра по белому фону фарфора у марли.
Чашки с блюдцами декорированы несколько иначе. Внешнюю сторону тулова чашек украшают прямоугольные со срезанными углами медальоны с изображениями амуров или других персонажей на терракотовом или зеленом фонах; занятия амуров в основном такие же, как и в росписях в «этрусском стиле» по бортам тарелок. Свободное пространство между медальонами занимает гротескный декор на палевом крытье. Этот орнамент состоит из сплетений веточек со стилизованными голубыми цветами и зелеными листьями, внизу перевязанных розовыми ленточками; концы ленточек изящно поднимаются вверх по фигурной рамке, в центре которой подвешен ладьевидный медальон с драпировкой и голубым трилистником на терракотовом фоне. Внизу скругленного тулова чашек проходит бордюр с масками и стилизованными акантами, а ниже него – полоса из серых и терракотовых квадратов с тонкими черными меандрами и стилизованными лотосами. По краю чашек «пробегают» белые растительные веточки на сером фоне; петлевидные ручки тоже серые.
Орнамент блюдец раскрывается от круглого донца, обрамленного «волной» тонкого золоченого меандра к краю борта: сначала идет «пламенеющий» ионник; затем чередуются сегмент из серых лопастей с черными линиями меандра и сегмент с растительными гротесками на палевом фоне; оформляет розетку такой же, как внизу чашки, бордюр с масками и стилизованными акантами.
Художественной версии блюдец вторит декор на розетках с небольшими изменениями в орнаментальных деталях, но с сохранением гаммы красочной палитры. Главной разницей является то, что донца розеток расписаны в отличие от блюдец, где донца оставлены белыми, поскольку закрываются ножкой чашек. В центре розеток вновь появляются словно выхваченные с тарелок круглые медальоны с росписью в «этрусском стиле»: антикизированные фигуры на терракотовом фоне. На плоских ручках розеток изображены единичные фигуры сатиров, птиц или зверей в терракотовых картушах.