Сервиз «с Российским гербом нового образца» (Коронационный, или Зимнедворский сервиз)

Фарфор российских императоров
  • Россия, Санкт-Петербург, Императорский фарфоровый завод
    1895, 1900, 1909: дополнения к составу Сервиза «с Российским гербом нового образца», исполненному на Императорском фарфоровом заводе в Петербурге в 1883
    Фарфор, печать, роспись надглазурная полихромная, позолота
Историческая справка
При императоре Николае I во время ежедневных трапез в Зимнем дворце были введены в употребление Сервизы с Российским гербом – взамен устаревшего во вкусе Вседневного сервиза с розанами (кат. № 5). Сначала на Императорском фарфоровом заводе был создан Сервиз «с Российским гербом старого образца» (1838). Это название появилось в последней трети XIX века в противовес однотипному по оформлению комплексного Сервиза «с Российским гербом нового образца», включающего Коронационный сервиз Александра III (1883) и расширенный состав к коронации Николая II (1896).

Известно, что комплекс предметов к коронации Александра III был рассчитан на 2 000 персон, включая глубокие, плоские, десертные тарелки, раковины, чайные и кофейные чашки с блюдцами, салатники. Этот сервиз был отправлен в Большой Кремлевский дворец и после коронационных торжеств передан из Москвы в Сервизную кладовую Зимнего дворца в Петербурге. При использовании Сервиза «с Российским гербом нового образца» в первой резиденции российских императоров его называли также «Зимнедворский сервиз с орлом рант золотом (коронационный)».

Предметы Сервиза «с Российским гербом нового образца» украшены пореформенным гербом Российской империи, представленным князем А. Д. Оболенским. Николай I официально «свел» все имеющиеся варианты государственного герба к двум основным типам. К первому относился двуглавый орел с расправленными по сторонам крыльями под одной короной, с образом Св. Георгия в щитке на груди (без ордена Св. Андрея Первозванного), со скипетром и державой в лапах. Второй тип представлял двуглавого орла с поднятыми вверх крыльями под тремя коронами, также со скипетром и державой и с изображением Св. Георгия на груди в щитке в обрамлении цепи ордена Св. Андрея Первозванного; на крыльях – титульные гербы по три на каждом (на правом – Казанский, Астраханский и Сибирский, на левом – Польский, Таврический и Финляндский). В ходе геральдической реформы 1856 –1857 годов, проводившейся под руководством барона Б. Кёне, был высочайше утвержден весь комплекс российских гербов: Большого, Среднего и Малого государственных титулярных гербов и родового герба императора. Изображение Св. Георгия стало развернутым в левую (геральдически правую) сторону в соответствии с традициями западноевропейской геральдики. В практике Императорского фарфорового завода в основном использовался рисунок Малого государственного герба,
исполненный А. А. Фадеевым и утвержденный 8 (20) декабря 1856 года. В основу его изображения взят рисунок второго типа государственного орла. При этом более тщательно проработаны детали, а принципиально изменилось количество титульных гербов на крыльях орла: на правом крыле теперь помещались гербы Казани, Польши, Херсонеса Таврического и объединенный герб Киева, Владимира и Новгорода, на левом – гербы Астрахани, Сибири, Грузии и Финляндии. В 1882 году Александр III незначительно модифицировал детали российского герба (в частности, цвет императорской короны поменялся с золотого на серебряный). Тогда же и утвердили окончательный вариант Большого герба Российской империи (в 1891 году к титульным гербам был добавлен герб Туркестана). Рисунки Среднего и двух вариантов Малого герба 23 февраля (7 марта) 1883 года официально были одобрены. С этого времени и вплоть до событий 1917 года государственный герб Российской империи не изменялся; в 1895 году выполненный академиком А. Шарлеманем рисунок двуглавого орла был оставлен без перемен и высочайше подтвержден.

Художественные особенности
При нанесении геральдического рисунка на предметы Сервиза «с Российским гербом нового образца» (архив: «Коронационный сервиз с черным гербом») была применена техника печати. Специально для этого гравер Экспедиции заготовления Государственных бумаг Зазорин выполнил медные и стальные доски. Печатные гербы дополнялись ручной докраской деталей.

Конструктивные части предметов декорированы золочеными отводками (рантами). Именно так украшены борта представленных тарелок и раковины, а также край фигурного борта со сливом и круглая ножка у соусника. На супнице, предназначенной для подачи на стол супа или бульона, более широкие золоченые полосы проходят вокруг тулова, борта и выпуклой крышки; тонкие отводки имеются на ножке, ручках и навершии крышки, на которой, кстати, сделана сквозная выемка для удобства размещения длинной разливной ложки (столового половника).
Маркировка
Доделки к Сервизу «с Российским гербом старого образца» исполнялись как на самом Императорском фарфоровом заводе в Петербурге, так и на частных производствах фарфора: петербургском заводе братьев Корниловых и подмосковном заводе Гарднера.
Текст: И.Р. Багдасарова
Фарфор российских императоров