Предметы из Сервиза с камеями:

подражания и дополнения

Фарфор российских императоров
  • Россия, Санкт-Петербург, Императорский фарфоровый завод
    Не ранее 1792–1796, середина XIX века: подражания и дополнения к основному составу, исполненному на Севрской фарфоровой мануфактуре во Франции в 1778–1779

    Фарфор, крытье надглазурное, роспись надглазурная полихромная, позолота, цировка
Историческая справка
Представленные предметы созданы на Императорском фарфоровом заводе в Петербурге в подражание и дополнение к знаменитому французскому Сервизу с камеями, который был изготовлен на Севрской фарфоровой мануфактуре в 1778 – 1779 годах.

Оригинальный севрский Сервиз с камеями был заказан императрицей Екатериной II для ее тайного супруга светлейшего князя Г. А. Потемкина. Во Францию заказ поступил в 1777 году при посредстве русского полномочного министра в Париже князя И. С. Барятинского, который лично наблюдал за ходом работ на фабрике. Готовый посудный комплект составил около 800 предметов столовой, десертной, кофейной частей с расчетом на 60 персон. Сервиз сопровождало настольное украшение из бисквита с центральной частью «Русский Парнас», включающей монумент императрицы по модели скульптора Л.С. Буазо. По прибытии в Петербург в октябре 1779 года Сервиз с камеями находился в распоряжении Потемкина до его решения продать фарфор в казну для поправки своих финансовых дел. В 1782 году этот сервиз был перевезен в Сервизную кладовую Зимнего дворца (впоследствии по учету Гофмаршальской части) и употреблялся во время больших парадных банкетов. Как выдающееся произведение прикладного искусства Сервиз с камеями публично демонстрировался в 1904 году на Исторической выставке предметов искусства. В 1910 году севрский ансамбль был передан в Галерею фарфора, образованную при Императорском Эрмитаже, а после революционных событий 1917 года – в Государственный Эрмитаж.

Датировки и цели производства отечественных изделий в подражание и дополнение севрского Сервиза с камеями различны. Чашка с блюдцем исполнена не ранее 1792 года, когда петербургский завод возглавил князь Н. Б. Юсупов, и не позднее 1796 года, судя по екатерининской маркировке предметов. Теоретически чайную пару из французского сервиза для образца мог предоставить на производство сам Юсупов. Данные чашка с блюдцем полностью повторяют форму, схему и цвет живописного декора севрского оригинала. В последней четверти XVIII века на петербургском заводе делались новые изделия под очевидным влиянием французских произведений; эта практика продолжилась и с наступлением XIX столетия. Полные копии или интерпретации произведений одной из лучших мануфактур Европы создавались сознательно с целью демонстрации способности отечественного производства достигать зарекомендованного высокого искусства. Например, известна русская рюмочная передача «с камеями», отличие которой состоит в изменении цветовой гаммы – вместо бирюзового фона было выбрано сочетание пурпурного и коричневого цветов.

Блюдо и тарелки датируются серединой XIX века, что связано с заказом на Императорском фарфоровом заводе доделок к французскому сервизу: блюд, тарелок, чайных пар. Блюдо по форме напоминает севрские овальные лотки – компотьеры, но оно значительно большего размера. Добиться насыщенного бирюзового крытья на русском производстве было сложно изза разницы составов материалов. Французские изделия созданы из так называемого мягкого фарфора (фр. pâte tendre), не содержавшего каолин (разновидность глины, отличающаяся высокой огнеупорностью), в отличие от имеющего этот компонент твердого фарфора (фр. pâte dure). Это различие, связанное с легкоплавкостью глазури и пористости черепка мягкого фарфора, не позволило в полной мере достичь заветного оттенка. Русский бирюзовый фон либо «переигрывал», как на блюде, либо оставался тусклым, как на тарелках и чашках с блюдцами. Тем не менее на петербургском предприятии для пополнения севрского сервиза изготовили блюда, тарелки, чашки с блюдцами, которые доставлялись в Зимний дворец в специальных деревянных ящиках и затем вместе с основным европейским составом использовались на парадных трапезах.
Художественные особенности
Декор севрского Сервиза с камеями совпал с увлечением резными камнями (геммами) императрицы Екатерины II, любившей разглядывать свою коллекцию камей и инталий, – «камейной болезнью», по ее собственным словам. Декор «под камеи» отвечал также текущему стилю классицизм, опорой которого стал широкий интерес к античному наследию. Искусство Древней Греции (или Эллады) и Древнего Рима вызвало подражания и переработки классических форм, прямые и опосредованные заимствования.

Французский посудный ансамбль украшают копии с древних камей на темы античной истории и мифологии из одного из лучших собраний в Европе – коллекции короля Франции Людовика XVI. Отсюда название фарфорового комплекса, который в России еще называли «Голубой сервиз» (архив: «голубой цветной с живописью и золотом») изза выдающегося небесно-голубого (фр. bleu céleste) цвета, имитирующего бирюзу. Любопытно, что при императоре Николае I Сервиз с камеями, использовавшийся за высочайшими столами, обрел еще одно название: «Парижский». Кстати, голубой цвет ассоциировался также с российским орденом Св. Андрея Первозванного.
«Камеи» на русских предметах в подражание и дополнение к французскому Сервизу с камеями исполнены в полихромной росписи, в то время как на европейских оригиналах воспроизведения созданы новым для своего времени способом печати по трафарету. На крупных севрских формах (бутылочных, ликерных и рюмочных передачах, мороженицах, сахарницах) также есть рельефные «камни» из стекловидных паст, по виртуозности исполнения сравнимые с геммами древних резчиков. Они вставлены в специально отведенные гнезда и обрамлены лавровыми венками из настоящего золота, подчеркивающими значение искусных миниатюр. Обе техники имитируют агат и оникс.

Борта изделий «новейшего фасона» украшает широкий бирюзовый бордюр из повторяющихся золоченых завитков аканта с розетками – популярного орнамента классицизма. Декоративным принципам того же стиля отвечает и чашка «литрон» (фр. litron), наименование которой восходит к французскому мерному деревянному стаканчику для сыпучих продуктов; эта цилиндрическая форма появилась в европейском производстве в 1752 году. При сравнении размеров русской чашки выясняется, что она имеет собственные размеры (высота 6,5 см), промежуточные между французскими кофейными (высота 5,5 см) и чайными (высота 7,0 см) чашками. В результате чашку из отечественного фарфора можно назвать чайно-кофейной. Однако небольшая разница в размерах могла образоваться из-за усадки изделия во время обжига.

Полихромный вензель Екатерины Великой, сплетенный из разных цветов, отдает дань художественным мотивам предшествующего рококо. Цветы-«мифологемы» обозначают: роза – любовь, примула – удовольствие, незабудки – воспоминание. Такое зашифрованное послание словно намекает на окончание фаворитизма Потемкина, получившего от императрицы столь щедрый подарок. Цветочный вензель «Е II» в нежной гамме венчает золоченая корона в обрамлении оливковой и лавровой ветвей, символизирующих мир и славу, условно объединенных внизу золоченым бантом в венок. Обильная наложенная толстым слоем позолота придает ансамблю торжественность и царственное величие.
Маркировка
На дне предметов французского состава Сервиза с камеями имеются синие надглазурные марки в виде переплетенных букв «L» с буквенными датировками «АА». Созданные в период правления императрицы Екатерины II на Императорском фарфоровом заводе в Петербурге предметы в подражание и дополнение севрского Сервиза с камеями отмечены синими марками «Е II».

Доделки к Сервизу с камеями, исполненные в России при императоре Николае I в середине XIX века, снабжены синими марками «Н I».
Текст: И.Р. Багдасарова
Фарфор российских императоров