Самовар с цветочными композициями

Фарфор российских императоров
  • Россия, Санкт-Петерург, Императорский фарфоровый завод
    Середина – третья четверть XIX века
    Фарфор, крытье надглазурное, роспись надглазурная полихромная, позолота; бронза, золочение; кость, резьба; медь
    Автор росписи К.Н. Красовский (?)
Историческая справка
Самовар из фарфора представляет редкое изделие второй половины XIX века, созданное на Императорском фарфоровом заводе в Петербурге. Таких произведений известно очень мало. Так, один из подобных самоваров ранее входил в московскую коллекцию Н. А. Лукутина. Фарфоровый самовар не является чисто декоративным, поскольку его можно было использовать практически как сосуд для кипячения воды и приготовления чая.

Прежде чем выразиться в таком материале, как фарфор, самовар в России прошел историю в металле с момента своего создания в конце 1730-х годов на Урале. С конца 1770-х годов самовары стали изготавливать в Туле, которую теперь заслуженно называют «самоварной столицей», поскольку именно здесь с середины XIX века происходит расцвет кустарного производства медной посуды. Востребованность самоваров была закономерно связана с популярностью в российских кругах общества горячего чая, для качественной заварки которого важно уловить момент начала закипания воды, очень разной из колодцев или колонок водопроводов. До начала XX века самовар слыл непременным атрибутом городского и приусадебного быта, символом домашнего очага и уютного чаепития. Хотя прототипы конструкций таких приборов имеют, скорее всего, восточное происхождение, сегодня самовар воспринимается исключительно как «русский сувенир» в ассоциации с национальной историей и культурой России.
Художественные особенности
Фарфоровое тулово самовара украшено цветочной росписью по светло-серому фону: по сторонам тулова – букеты из роз, анютиных глазок, примул, незабудок; на ножке и плечиках – зеленые веточки с цветами и бутонами розовых роз. Фарфоровая часть самовара состоит из яйцевидного тулова на расширяющейся книзу ножке с покатыми плечиками, зауженными кверху в невысокое горло. В совокупности фарфоровых частей самовар имеет классическую амфорообразную форму «античного фасона», вокруг горла и ножки украшенную рельефным золоченым жемчужником.

Конструктивные детали сделаны из меди и золоченой бронзы. С внешней стороны выделяются квадратный поддон-основание на четырех круглых ножках, служащий для устойчивости сосуда на ровной поверхности; высокие петлеобразные ручки, предначенные для переноски самовара (в данном случае ручки являются декоративными); носик с краном и ручкой, вмонтированный в фарфоровое тулово; верхняя комфорка для заварочного чайника, который устанавливают после закипания воды в самоваре.

Чтобы не перегревать хрупкий фарфор и спокойно пользоваться таким самоваром, его тулово внутри продублировано медным резервуаром, куда и наливалась вода. Покатые фарфоровые плечики с узким сквозным горлом на самом деле являются крышкой, которая легко снимается с помощью двух костяных ручек-«шишек» по сторонам, чтобы было удобно вливать воду через широкий диаметр тулова. Вдоль центра проходит внутренняя трубка-жаровня для древесного топлива; топливо закладывается через верх. В резервуаре внизу напротив носика имеется круглая вставка со сквозными отверстиями для вытекания горячей воды в чайную чашку, которая подносится прямо к носику.
Маркировка
Без видимых производственных отметок на фарфоре.
Текст: И.Р. Багдасарова
Фарфор российских императоров