Кофейный сервиз «тет-а-тет» с золочеными предметными композициями в медальонах на пурпуровом фоне

Фарфор российских императоров
  • Россия, Санкт-Петербург, Императорский фарфоровый завод
    1820-е
    Фарфор, крытье надглазурное, роспись надглазурная полихромная и золотом, позолота, цировка
Историческая справка
Сервизы «тет-а-тет» были популярны в России в последней четверти XVIII – начале XIX века. Посудные комплекты обычно включали стандартный набор предметов: поднос, кофейник и / или чайник, сахарницу, молочник или сливочник, две чашки с блюдцами. Исполнялись также индивидуальные сервизы «солитер» с одной чайной парой. Объединяющее название таких небольших сервизов – «дежёне» – указывает на их использование во время первого приема пищи до полудня. Небольшими сервизами пользовались в императорской семье и великосветских домах в утренней камерной обстановке среди близких, избранных и приближенных.
Представленный фарфоровый сервиз по наличию кофейника определяется как кофейный, то есть это набор посуды, предназначенный для питья кофе.

В дворцовых хозяйствах российских императоров за приготовление кофе и чая, варку горячего шоколада отвечала «Кофешенская» палата; соответственно кофешенки (нем. Kaffeeschenk) распоряжались выполнением распоряжений в этом направлении. Сами запасы чая и кофе, сахара, а также чайно-кофейной посуды хранились в «Конфектной» палате, занимающей свое место среди других необходимых специализированных помещений, в которых контролировались как продукты, так и некоторые предметы столового убранства.

Богатое оформление сервиза, тщательная разработка и компоновка орнаментальных мотивов и золоченого декора свидетельствуют о состоятельности и достатке владельца, роскоши обстановки интерьеров.
Художественные особенности
Кофейный сервиз «тет-а-тет» составляет гармоничный художественный ансамбль, согласуясь с лаконичным оформлением произведений александровского ампира. Вытянутые яйцевидные формы подчеркиваются пластическим декором. Особым изяществом отличаются ручки чашек, украшенные вверху рельефным орнаментом с листьями аканта, охватывающим двустороннюю розетку; корни ручек внизу акцентированы пальметтой. На всех предметах, включая крышки, проходят фризы с матовой позолотой по рельефу, представляющие узоры из пальметт разного вида, жемчужника и плетенки. Матовость смягчает контуры предметов, придавая силуэтам утонченное благородство.

Строгой логике утилитарных форм подчиняется также живописный декор тщательной отделки. Общим сюжетом являются миндалевидные медальоны с золочеными предметными композициями с военными арматурами, музыкальными атрибутами, аллегорическими изображениями, орудиями производства, вазонами и корзинами, цветами и плодами. Теневые отбивки золоченых изображений визуально придают рисункам невысокий рельеф. На открытых посудных формах можно предположить напутственную символику, исходящую от количества имеющихся медальонов. Так, на подносе таких медальонов насчитывается 20 – это число сопоставляется с гармонией и балансом; на блюдцах – по 12 медальонов, что ассоциируется с идеальным порядком и организацией. Изображения в медальонах представлены на сиреневом фоне, который в свою очередь прекрасно согласуется с основным пурпуровым крытьем; медальоны собраны в орнаментальный фриз благодаря соединяющим золоченым пальметтам на растительных усиках с ниточками бус. Пурпур, напоминающий о красках екатерининского фарфора, имеет общее значение достоинства и величия, интуиции и рассудительности. Со времен античности этот привилегированный цвет сопоставлялся с древнегреческими героями и богами, древнеримскими императорами.
Маркировка
На предметах кофейного сервиза «тет-а-тет» с золочеными предметными композициями в медальонах на пурпуровом фоне марок нет. Знаки в массе представляют собой метки формовщиков Императорского фарфорового завода в Петербурге 1820х годов.
Текст: И.Р. Багдасарова
Фарфор российских императоров