Ваза в форме кратера «медицис» с цветочным натюрмортом

Фарфор российских императоров
  • Россия, Санкт-Петерург, Императорский фарфоровый завод
    1830-е. Марки нет. 49,0х36,5
    Фарфор, крытье надглазурное матовое, роспись надглазурная полихромная, позолота, цировка; бронза, золочение
Историческая справка
Творческим ориентиром создания фарфоровой вазы послужила форма «медицис», производная от древнегреческого кратера – сосуда для смешивания вина с водой. Вазы типа «медицис» («медичис», «медичи»; архив: «медицысъ») получили свое название по фамилии флорентийского семейства Медичи, в собрании которого с 1598 года находился известный античный мраморный кратер с двумя боковыми ручками, украшенный рельефными изображениями царей и жертвоприношения перед походом на Трою (Афины, I век до н.э.; ныне – в Галерее Уффици, Флоренция).

С древней вазы было сделано несколько копий, в том числе для украшения садов Версаля. Знаменитый сосуд воспроизводили в живописи, рисунках, графике как один из немеркнущих символов «прекрасной античности». К тому же памятнику восходят парные вазы, изготовленные из серого полированного порфира на Эльфдаленской королевской мануфактуре в Швеции и установленные в 1832 году на Адмиралтейской набережной Санкт-Петербурга. В прикладном искусстве России первой половины XIX века мастера создавали парадные вазы-«медицис» из малахита, яшмы, брекчии, лазурита, стекла, фарфора (кат. № 29, 30). Представленная ваза в форме кратера «медицис» с цветочным натюрмортом изготовлена на Императорском фарфоровом заводе в 1830е годы.
Художественные особенности
Цветочная композиция написана в реалистической манере, с прекрасно переданным объемом цветов, внимательной проработкой лепестков и листьев. В органичном по палитре букете, компактно размещенном в керамическом вазоне на каменной столешнице, акцент сделан на красоту центрального махрового цветка белого шиповника с золотистыми тычинками. Не менее привлекательны другие цветы: пурпурные и голубая розы, оранжевый перистый тюльпан, розовый мак, желтые нарциссы и веточки с более мелкими цветами, в том числе примулами, колокольчиками, незабудками. Вероятно, все они воспроизводились на фарфоре по подготовленному эскизу, списанному с натуры. В XIX веке в качестве моделей использовались живые растения из оранжерей, одна из которых располагалась непосредственно при производстве. Натюрморт обрамляет золоченая рамка с цированным орнаментом, состоящим из зеркально расположенных растительных завитков с арочной каймой сверху и цветочными пальметтами по углам рамки; орнамент подчеркнут сплошной вертикальной штриховкой.

В тональном единстве с полихромным букетом смотрится матовое голубое крытье – сплошное равномерное красочное покрытие. Технически матовость крытья достигается за счет введения в надглазурную краску подглазурной, которая требует более высокой температуры обжига и поэтому не успевает «спекаться» до конца. Русские императорские вазы с голубым матовым крытьем встречаются редко даже в музейных коллекциях.

Примером могут служить произведения из собрания Государственного Эрмитажа: парные вазы «Сплетницы» с ручками в виде фигур девушек в античных одеждах (без марок; 1807 – 1808) и парные вазы с женскими маскаронами на ручках (с синими надглазурными марками «Н I» под императорской короной; конец 1820-х – 1830-е).

Выделяется превосходная художественная отделка всех частей вазы. На обороте сосуда матовое голубое крытье эффектно оттеняет легкий золоченый с цировкой растительно-гротескный орнамент, состоящий из арочек, произрастающих из бутонов лотоса, с цветочными розетками вверху и внизу. Безупречно выстроенную компоновку подчеркивает широкий золоченый пояс и поддерживают рельефные золоченые листья аканта на гузке, а также рельефный золоченый венок, окружающий основание ножки. Прямоугольные ручки осмыслены как архитектурные детали, опирающиеся на женские маскароны с растительным плюмажем. Пластика лиц маскаронов стилистически соотносится с типажами антикизированных произведений ведущего скульптора Императорского фарфорового завода С. С. Пименова.
Маркировка
Марка отсутствует.
Текст: И.Р. Багдасарова
Фарфор российских императоров