Ваза в форме кратера «медицис» с росписью «Путешественники»

Фарфор российских императоров
  • Россия, Санкт-Петербург, Императорский фарфоровый завод
    1830–1840-е
    Фарфор, роспись надглазурная полихромная, позолота, цировка; бронза, золочение
Историческая справка
Кратерообразная ваза соответствует форме «медицис», производимой на Императорском фарфоровом заводе в Петербурге, начиная с конца 1820х – начала 1830х годов (кат. № 29, 30). Произведение состоит из фарфоровых частей, собранных на внутреннее металлическое крепление – арматуру – из горизонтального диска и вертикального штыря (стержня) с винтовой нарезкой для барашковых гаек, который опирается на плинт золоченой бронзы как основание всей конструкции. Фарфоровая ваза включает: круглую зауженную кверху ножку с «зонтиком»; выпуклую гузку (нижняя часть тулова); колоколообразное тулово с раструбом (верхнее воронкообразное расширение); две составные скульптурные ручки. Все фарфоровые части прошли необходимые этапы производства: первый обжиг (утильный); глазурование и второй обжиг (политой или глазурный); полихромная роспись и третий обжиг (муфельный или декоративный); позолота и обжиг с последующей орнаментальной цировкой – нанесение рисунка агатовым карандашом.

Трудоемкий завершающий этап сборки частей в целую вазу требовал профессиональных навыков специалистов. Готовые составляющие упаковывались в ящики непосредственно на Императорском фарфоровом заводе. Ящики доставлялись до места назначения, где собирались мастерами того же предприятия. Для тщательности подгонки фарфоровых частей использовались заранее примеренные золоченые бронзовые ободы с чеканным декором – в данном случае два таких обруча охватывают места сочленений ножки и гузки, а также гузки и тулова. В дворцовых интерьерах парадные вазы устанавливались на основательные тумбы (постаменты), чаще всего из «фальшивого» (искусственного) мрамора.

Главным украшением вазы является «картинная живопись», источником которой стало полотно «Путешественники», написанное во второй половине 1640х годов Филипсом Вауверманом. Голландский художник прославился своими всадниками и изображениями лошадей, сценами охоты и батальными схватками. Картина Ваувермана «Путешественники» хранится в Государственном Эрмитаже; поступила в 1768 году в составе собрания графа Г. фон Брюля в Дрездене. Картины Ваувермана пользовались популярностью при копировании на вазах и пластах Императорского фарфорового завода 1830 –1840х годов. Выдающиеся произведения среди прочих демонстрировались в портретной галерее Дома Романовых (Романовская галерея) в здании Малого Эрмитажа.

Рабочий процесс воспроизведений картин на фарфоре совершался поэтапно. Сначала, заручившись согласием министра императорского двора светлейшего князя П. М. Волконского, осуществлялось копирование оригинальных картин на холст, что происходило в так называемом фарфоровом павильоне Эрмитажа – помещении, отведенном для данных работ. В других случаях произведения отправлялись непосредственно на завод – специальной доставкой «под расписку». При «списании» на фарфор мастера должны были считаться с форматом изделий, адаптируя оригиналы под конкретные формы и преодолевая оптические трудности, связанные со сферической поверхностью сосудов. Обязательно учитывалась и специфика огнеупорных красок, подлинный цвет которых живописцу по фарфору виден не сразу; поскольку окончательный тональный пигмент проявлялся только после обжига.
Художественные особенности
Парадная ваза являет собой органичное сочетание объемной формы и пластического декора, миниатюрной росписи и золоченой орнаментики. «Картинная живопись» на фарфоре исполнена в монохромных оттенках, согласуясь с художественной манерой Ф. Ваувермана, с достаточно точными воспроизведениями деталей компактной композиции. Представлены два всадника и спешившийся мужчина, стоящий возле сидящей на земле женщины с двумя детьми и собаками, одна из которых лакает из водоема; за сценой слева – ветхий дом.

С основным изображением удачно связано золоченое орнаментальное сопровождение. Прямоугольная «рама картины» декорирована цировкой по всем четырем сторонам: внизу – плетенка в виде набегающей волны, которая по направленности хорошо согласуется с чеканным декором на золоченом бронзовом ободе, оцепляющем выпуклую гузку с основным объемом тулова; вверху и по сторонам – более сложная орнаментальная связка из плетенки с растительными побегами и незабудками, а также стилизованных листьев, закрученных в виньетку с трельяжной решеткой.

Оборотная сторона вазы декорирована росписью двухцветным золотом на белом фоне. Представлена динамичная растительная стилизация из крупных листьев аканта в переплетении с ветками плюща. Композиция выглядит объемно за счет введения оптического эффекта – теневых отбивок под элементами, нанесенных в технике гризайли. Этой росписи подыгрывают скульптурные золоченые ручки, уходящие концами в листья аканта, а также рельефный декор золоченой гузки с извилистыми листьями аканта в чередовании с распустившимися цветками лотоса на изогнутых стеблях. Для связи с естественным цветом фарфора, оставленным на обороте вазы, белыми также выделены детали на ножке: две окружности и абрисы вогнутых «язычков».
Маркировка
Марка отсутствует.
Текст: И.Р. Багдасарова
Фарфор российских императоров