Сервиз великого князя Константина Николаевича с монограммой «ВККН» (Константиновский сервиз)

Фарфор российских императоров
  • Россия, Санкт-Петербург, Императорский фарфоровый завод
    1848
    Фарфор, роспись надглазурная полихромная, позолота, цировка
    Проект Ф.Г. Солнцева
Историческая справка
Константиновский сервиз был создан на Императорском фарфоровом заводе в 1848 году по проекту художника и археолога, выдающегося знатока древнерусского искусства Ф. Г. Солнцева. Этот программный ансамбль появился спустя десять лет после Кремлевского сервиза (1837–1838; кат. № 36) – солнцевской манифестации русско-византийского стиля в отечественном фарфоре. Изготовление таких художественно ярких комплексов относится к периоду возрождения национальных традиций в русской культуре при императоре Николае I.

Константиновский сервиз был приурочен к бракосочетанию великого князя Константина Николаевича, второго сына императора Николая I, с урожденной принцессой Александрой Саксен-Альтенбургской, в православии великой княгиней Александрой Иосифовной, дочерью герцога Иосифа Саксен-Альтенбургского. Свадьба молодоженов, бывших троюродными братом и сестрой, состоялась в Зимнем дворце 30 августа (11 сентября) 1848 года. Известно, что в день свадьбы великий князь Константин Николаевич был произведен к контр-адмиралы (позднее в генерал-адмиралы), назначен шефом Морского кадетского корпуса; с 1855 года вступил в управление флотом и морским ведомством на правах министра; с 1860 года – председатель военно-морского управления Адмиралтейст-совета Российской империи.

Свадебный Константиновский сервиз изначально рассчитывался на 48 кувертов, включая банкетную столовую и десертную части с чайными и кофейными приборами, а также ординарный столовый и чайный комплект на 100 персон: белый «с орлами и золотым рантом». Дополнительно были изготовлены серебряные предметы, а кроме того на Императорском стеклянном заводе графины и рюмки «с широкой гранью» с монограммами «ВККН» под великокняжеской короной. Константиновский сервиз предназначался для использования в Мраморном дворце – резиденции великого князя Константина Николаевича в Петербурге. Великокняжеской чете также принадлежали пригородные дворцы в Павловске и Стрельне.
Художественные особенности
Индивидуальным живописным элементом предметов Константиновского сервиза является владельческая монограмма «ВККН» (великий князь Константин Николаевич) под великокняжеской короной и российский герб; такие же геральдические художества предполагались для комплекса хрустальных и серебряных предметов. Черный двуглавый орел под одной венчающей или тремя коронами с поднятыми крыльями держит в клювах и лапах карты четырех морей – свидетельство могущества России как морской державы. На тарелках двуглавый орел изображен либо по борту, либо «гирляндой» на марли (переход от борта к зеркалу) – во втором случае без карт морей, но со скипетром и державой. Скульптурной головкой золоченого орла с приоткрытым клювом украшены также носики кофейников и чайников.

Национальную тематику отражают скульптурные изображения одной из национальных реликвий России – золотого шлема царя Алексея Михайловича, или «шапки ерихонской», ввезенного в Россию в XVII веке из Турции; в настоящее время хранится в Оружейной палате Московского Кремля. Так украшены навершия крышек корпусных предметов, в том числе мисок, масленок, кофейников, чайников, сахарниц. Арабские надписи из Корана, которые проходят вокруг оригинального золоченого шлема из серебра, при стилизации в фарфоре упущены.

При создании форм предметов автор проекта Константиновского сервиза Ф. Г. Солнцев отталкивался от древнерусской посуды из золота и серебра: чаш, ковшей, чарок, других ювелирных изделий. Так, фарфоровая чашка с плоской ручкой воспроизводит чарку (чару) – небольшой сосуд для крепких напитков. Такая небольшая емкость, чаще всего металлическая с украшениями чернью, эмалями, чеканкой была характерна для русского быта XVII – XVIII веков и использовалась в последующие времена. К десертной части относятся также чашки (стаканчики) с двумя ручками, или креманки, которые предназначались для сливок и желе.

Оригинальные формы Константиновского сервиза с геральдическими мотивами органично дополняет орнаментальный декор, который по цветовой палитре выделяется красным с зеленым или сине-зеленым с терракотой узорочьем с обязательным преобладанием позолоты. Общность достигнута за счет комбинации различных орнаментальных источников разного времени, позаимствованных из характерных мотивов художественной резьбы по дереву, чеканки и ковки по металлу, крестьянских вышивок, старых рукописей. Так или иначе в полихромной живописи прослеживается очевидное влияние искусства древнерусских эмалей. Среди разных форм высоких и низких чайных пар выделяются чашки с блюдцами с тонкой золоченой орнаментикой и рельефными «накладками», декоративно воссоздающими эффект драгоценных камней, которые ранее включались в металлическую утварь, вышивку тканей, оклады Евангелий.
Маркировка
Предметы основного состава Сервиза великого князя Константина Николаевича с монограммой «ВККН» отмечены синей подглазурной маркой «Н I» под императорской короной, соответствуя времени создания ансамбля на Императорском фарфоровом заводе в Петербурге в 1848 году, в период правления Николая I.

Во второй половине XIX века доделки к Константиновскому сервизу исполнялись и на частном фарфоровом заводе братьев Корниловых в Петербурге.
Текст: И.Р. Багдасарова
Фарфор российских императоров